воскресенье, 3 апреля 2011 г.


Укрощение строптивого!!! Гроза семьи
Своевольные дети на редкость несамостоятельные. Странно? На первый взгляд – да. Ведь они норовят все сделать по-своему. Но в том-то и дело, что к истинной самостоятельности это отношения не имеет!

Шестилетний Ваня явно претендует на место старшего в семье: разговаривает властно, тоном приказа, чуть что – кидается на родителей с кулаками. И надо отдать малышу должное, он добивается своего! Вся семья пляшет под его дудку. Но при этом Ваня абсолютно беспомощен. Собраться на улицу для него ОГРОМНАЯ ПРОБЛЕМА, потому что он толком не умеет одеваться. О какой-либо помощи по дому речи и быть не может. Ваня даже играть самостоятельно не способен. Да и засыпает только в присутствии взрослых: одному в комнате страшно. Пойдя в школу, Ваня, конечно, научится застегивать рубашку и завязывать шнурки. Но в отличие от сверстником не будет сам говорить домашние задания и собирать портфель. Да и уроки придется за него узнавать маме по телефону. Ровесников уже начнут отпускать в школу одних, а Ваню еще долго будут водить за руку – мало ли куда его может занести. В подростковом возрасте его легкомыслие и неумелость станет настолько бросаться в глаза, что окружающие его люди могут начать сомневаться в его интеллектуальных способностях. Ведь сколько не объясняй, Ваня все равно не понимает.
На самом деле интеллект тут не причем! Просто Ваня ни разу еще не расплачивался за свои выходки, он усвоил, что ему все сходит с рук!!! А станет Ваня взрослым? Что бы с ним не случилось – виноваты будут другие. И неудачи он объяснит не своим разгильдяйством, а обстоятельствами, невезением.
Развитие или деградация?
Иллюзия, что своевольные дети больше проявляют свою индивидуальность, а значит более склонны к экспериментам, к постижению чего-то нового….Не обладая волей к преодолению трудностей, такие дети как раз предпочитают идти по накатанному пути, делая лишь то, что им дается без труда (в основном развлечения).
Развитие происходит, когда человек имеет образцы для подражания. Если же кроме себя, любимого, иных идеалов у него нет, то и развития никакого не будет. У своевольного ребенка идеалами являются «крутые» киногерои, решающие все вопросы в драке и с помощью оружия, рокеры, скинхеды и т.п. к чему приводит подражание таким кумирам? Эти люди еще более развязные, чем он сам. В перспективе следует ожидать  не развития, а деградации.
Своевольный ребенок попадает в ловушку, искренне верит в свою оригинальность и самостоятельность, более того в это верят и его родители. Чем дальше, тем больше такой ребенок будет отставать от сверстников. Посмотрите на подростков, сидящих во дворах, на детских площадках, в подъездах. Как они однотипны, хотя каждый старается подчеркнуть свою индивидуальность – у кого серьга в носу, у кого волосы зеленые…
Опасная наследственность.
Детское своеволие путают со свободой, независимостью раскрепощенностью. В жалобах взрослых на неуправляемость ребенка нередко звучит потаенная гордость – какой он свободолюбивый. Нередко доходит до полного бескультурья – пятилетний «свободолюбец» откровенно хамит пожилой женщине, сделавшей ему замечание, а мать стоит рядом и молчит. Многие взрослые идут по пути наименьшего сопротивления. А значит не намного отличаются от своих сыновей и дочерей. Их ребенку легче устроить скандал, закатить истерику, чем убрать игрушки, одеться, а родителям легче «не связываться», не проявлять необходимую в данном случае твердость. («Ведь, если любишь ребенка, нельзя наказывать, запрещать, заставлять делать что-либо» - считают многие родители). Таким родителям чаще всего тоже не хватает настоящей взрослой самостоятельности и положительного волевого потенциала. Они снимают ответственность с себя и перекладывают ее на педагогов, учителей, психологов.
Ослабьте объятия.
Как же тогда вести себя со своевольным ребенком? Прежде всего необходимо поставить себя на его место и понять, почему он бунтует, отказываясь выполнять требования взрослых. Ребенок, зажатый в тиски родительской опеки, воспринимает инструкции взрослых как очередное посягательство на свою свободу. Так что необходимо победить гиперопеку, резко сократить количество замечаний, словосочетаний начинающихся с частицы «НЕ» (не бегай-ходи медленно, не кричи – говори тихо), предоставить больший простор для проявления своего «Я», обращать свое внимание на ребенка тогда, когда он ведет себя приемлемо для родителей. Когда у ребенка много родственников, это очень хорошо, он не чувствует себя одиноким, его окружают заботой и любовью. Но если вся жизнь родственников вращается вокруг одного единственного человека – ребенка – они могут «задушить» его в своих объятиях. Взрослые либо бес конца начинают поучать ребенка, либо наоборот разрешают ему делать все, что вздумается. Также очень часто такое поведения ребенка проистекает от страха, что его не любят родители. И тогда он старается привлечь к себе внимание всеми возможными способами – как положительными, так и отрицательными. Взрослым может казаться, что они только и занимаются ребенком. Но внимание, которое уделяется малышу сугубо отрицательное, а ребенку необходимы положительные эмоции, для того чтобы его положение начало налаживаться. Так создается порочный круг – привлечение внимание ребенка к себе – раздражение родителей – еще худшее поведение. И, разумеется, бывает истинное своеволие – особый склад характера. В таком случае следует заниматься его облагораживанием, возвышением.
Поединок воль.
Своенравные дети на поверку бывают гораздо зависимее от взрослых, чем их более покладистые сверстники. У них обычно масса просьб и желаний, поэтому рычагов воздействия на своевольных детей предостаточно. Мало ли, что они демонстрируют свое равнодушие в ответ на угрозу лишить их своих благ? Они вообще они многое делают в расчете на то, что окружающие примут их ДЕМОНСТРАТИВНОЕ поведение за чистую монету.
Ограничивая детское своеволие, необходимо проявлять твердость и последовательность!!! Иначе ничего не получиться!!! Как и для любого ребенка, самое страшное наказание для таких детей – лишения их общения. Но к такому средству следует прибегать лишь в самых крайних случаях и только тогда, когда ребенку исполнилось 5 лет. Обязательно при этом объясняя, что молчание – это наказание за НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ!
Дошкольнику хватает полдня молчания, школьники, уже привыкшие побеждать в этом поединке воль молчат и дольше. Многие мамы ужасаются – «Как же еда, уроки, уборка игрушек, если с ним не разговаривать, и делать ничего не будет!» Если ребенок пару раз не поест, посидит в грязной комнате, грязной одежде, опоздает в школу и так далее. Очень полезно на собственном опыте, а не только со слов родителей, узнать, какие последствия бывают у нехороших поступков. И чем раньше такое происходит – тем лучше! На самом деле своевольным человеком управлять нетрудно, так как он тщеславен и слабоволен (что такое уход от трудностей и снятие с себя ответственности, как не признак слабости?!)
Кому что по силам
Все ваши требования должны быть посильными. Скажем шестилетнему ребенку со слабым развитием мелкой моторики трудно завязывать шнурки и застегивать пуговицы. Упреками тут ничего не добиться, лучше потратить время на развитие мелких двигательных навыков, это и в школе пригодиться.
Имеешь право, но обязан
В чем же должна в таком случае проявляться детская самостоятельность по мнению взрослых? В том, что дети сами готовят уроки, складывают игрушки, портфель. А как представляют себе самостоятельную жизнь дети? Можно сколько хочешь бегать, прыгать, гулять, смотреть телевизор. Иначе говоря, в представлении взрослых самостоятельность – это обязанности, а по мнению детей – максимально широкие права. И требовать от них, чтобы они наслаждались этими обязанностями, наивно.
Но сбалансировать права и обязанности можно. Считаешь, что вырос? Тогда у тебя будут обязанности – убирать в своей комнате, мыть посуду и так далее. Даже дошкольник вполне способен справиться с элементарной работой по дому. Важно предоставлять ВЫБОР в рамках дозволенного. Например, что ты наденешь – платье или костюм.
Надо показывать и на своем примере, и на примере окружающих, что свобода взрослых людей напрямую связана с большим количеством обязанностей. Да, взрослые могут ходить, куда глаза глядят, покупать что хотят, смотреть что хотят, но при этом их обязанность – зарабатывать деньги, делать очень много вещей, которые не всегда могут нравиться.
Имея дело со своевольным ребенком опасно расширять его права без расширения его обязанностей. Очень часто своевольные дети не выполняют своих обещаний. Если ребенок согласился убрать игрушки, приготовить уроки после просмотра фильма, а когда фильм закончился, заявил, что ничего делать не будет? Что же, пусть в другой раз телевизор будет ему наградой только за ВЫПОЛНЕННЫЕ задания. И не бойтесь, что ребенок закатит истерику, разобьет что-нибудь в квартире. Истерику можно потерпеть, а битье посуды, игрушек, мебели должно неотвратимо следовать СУРОВОЕ  наказание. ТУТ ПРО СВОЙ МЯГКИЙ ХАРАКТЕР ЛУЧШЕ ПОЗАБЫТЬ. Иначе у всех, в том числе и у самого ребенка, может сложиться впечатление, что он действительно невоспитуем! Это не та победа, которой гордятся!

Подробную консультацию,  вы можете получить у психолога вашего детского сада