воскресенье, 6 января 2013 г.


Упражнения по коррекции памяти, внимания, развития мышления и других психических функций.


1. Упражнения на тренировку внимания.
«Что пропало, что появилось».
Перед детьми выкладывается 10-12 предметов (карандаш, блокнот, игрушка, ключ, ножницы и т.д.). Одного из детей просят пристально в течении 20 секунд посмотреть на предметы, потом отвернуться и перечислить их. Результат выполнения задания будет положительным, если ребенок воспроизвел 7 +/- 2 предмета, т.е. 5 , 6, 7, 8, 9 и т.д. Такие результаты говорят о хорошо развитом произвольном внимании ребенка. Затем ведущий просит повернуться. Что мы убрали? Ребенок должен безошибочно определить, что исчезло. Положив названные предметы на место, просят отвернуться следующего ребенка. Ведущий добавляет 1-2 предмета. Что добавилось? Подобным образом упражнение проводятся со всеми участниками группы.
Данное упражнение хорошо тренирует внимание и память.
«Кто за кем?» (Данное упражнение тренирует наблюдательность и внимание.)
Напротив сидящих детей выстраиваются 6-7 других участников занятия. Один из сидящих в течении 10 сек. смотрит, кто за кем стоит, потом отворачивается и перечисляет сидящим порядок выстраивания. Затем он поворачивается и видит результат. Производится замена 2-3 стоящих участника. Наблюдатели постоянно меняются. Желательно, чтобы все дети побывали наблюдателями.


 «Запрещенное движение».
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретными могут быть любые движения и сочетание их.
«Четыре стихии».
Дети сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести вращательные движения руками. Кто ошибся - проиграл.
«Так бывает или нет?»
Взрослый договаривается с детьми о том, что будет рассказывать одну вещь. Дети должны заметить то, что не бывает. Кто заметить, тот пусть после рассказа скажет, почему так не может быть.
«Ребята катались на лодке. Вдруг один резко наклонился и лодка перевернулась. Все оказались в воде. Плывут, а навстречу им верблюд и говорит: «Я очень люблю плавать».
«Однажды я пришел в детский сад на праздник. Было лето. В зале стояла нарядная елка. Вокруг нее дети в шубках делали гимнастику».
«Вечером, когда я спешил с ребенком в детский сад, мне навстречу попались две девочки. Одну звали Вера, другую - Максим. Вера вела за руку собачку, а другая - тащила на поводке ворону. Ворона увидела нас, обрадовалась и закричала: «Ку-ка-ре-ку!».
Небылицы могут быть разными, все зависит от фантазии ведущего. Истории могут сочинять и сами дети.
«Что изменилось?».
Дети свободно бегают (можно под музыку). По сигналу «стоп» замирают. Один из них запоминает позы. Его просят отвернуться. В тех же позах дети кое-что меняют (поднимают руки, меняют выражение лица, наставляют уши и т.д.). Водящий должен отметить как можно больше изменений.
«В мире животных».
Дети свободно передвигаются изображая при этом повадки и внешний вид разных животных, птиц, рыб. Водящий наблюдает в течение 20-30 секунд, дети принимают различные позы, а водящий говорит, кто кого изображал. Упражнение хорошо тренирует моторику, воображение, память.
«Птица - рыба - зверь».
Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Ведущий стоит в центре. Указывает на детей, повторяя: «Птица-рыба-зверь», «Птица-рыба» и указывает в этот момент на ребенка, который должен быстро (раз, два, три) назвать рыбу. Остановить счет можно на названии птицы, зверя. Кто не назвал - выбывает.
2. Упражнения на тренировку памяти.
«Сочиняем сказку».
Дети садятся по кругу. Ведущий придумывает первое предложение. Следующий повторяет предудыщее и придумывает свое, третий уже два предыдущих и придумывает свое. Четвертый просто повторяет все предыдущие, пятый добавляет cвое, шестой повторяет все, седьмой прибавляет свое и т.д. Последнему (это может быть и взрослый ведущий) надо рассказать всю сказку. Важно менять участников упражнения местами.
«Запоминаем предметы».
Смотри упражнение на внимание «что прибавилось, что пропало».
«Запомни движение».
Ведущий предлагает детям комплекс движений (руки вверх, одну опустить, опустить другую и хлопнуть). Дети должны повторить.
«Расскажи про себя».
Детям по очереди предлагается рассказать интересные случаи из своей жизни. Лучший рассказчик получает приз.
«Вечером проверим».
Детей просят рассказать, во что были одеты их родители сегодня с утра. Вечером они могут проверить, правильно ли они это запомнили.
«Пиктограмма».
Дети получают по листу бумаги и карандашу. Ведущий объясняет задание: «Сейчас я буду называть по очереди несколько слов. Вы попробуете быстро нарисовать рисунок-подсказку, чтобы потом легко вспомнить, что это было за слово. Если вы будете долго рисовать, то не успеете запомнить много слов, поэтому придумывайте и рисуйте быстрее».
Пример слов: пожар, солнечная погода, темный лес, игрушка, красивый цветок, грузовик, умная кошка, веселый праздник, вкусный ужин и т.д. Всего не более 12 выражений иди слов. Затем делается перерыв на 10-15 минут и дети по очереди вспоминают по рисунку слова, причем выбор отвечающего должен быть случайным, не по порядку, можно просто бросать маленький мяч тому, кто должен ответить. Победит тот, кто вспомнит больше слов. Подобное упражнение развивает воображение, смысловую память, мышление.
3. Упражнения на развитие мыслительных операций.
«Соберем картинку».
Берется картинка из любого детского журнала. Показывается и описывается детям. Затем на их глазах разрезается на правильные геометрические фигуры (квадраты, треугольники, прямоугольники), так, чтобы каждому играющему досталось по три-четыре фигуры-кусочка картины. Затем по очереди дети выкладывают свои кусочки по одному и выстраивается вновь целая картина. Упражнение хорошо тренирует аналитико-синтетические операции образного мышления, воображение, память.
«Классификация».
Детям предлагается назвать одним словом предметы одного класса, например: слива, вишня, яблоко - фрукты ;        трамвай, поезд, самолет - профессии и т.д.
И наоборот: цветы - назовите 3 названия,
                        птицы - чайка, голубь, чиж,      мебель - стол, стул, шкаф и т.д.
«Антонимы».
Детям предлагается к слову, названному ведущему, подобрать противоположное, например: толстый-тонкий, добрый-злой, холодно-жарко, и т.д., нельзя просто прибавлять  к этому слову частицу «не».
«Строем город».
Необходим набор цветных геометрических фигурок (квадраты, круги, прямоугольники,  эллипсы) разного размера. Детям раздаются по 3-4 фигуры. Каждый по очереди называет свою фигурку и выкладывает ее, стараясь сочетать ее с общим рисунком, придуманным детьми сюжетом. Затем оценивается вся картина в целом. Важным элементом успешного выполнения упражнения является совместная выработка предварительного плана строения.
«Рассказ сочиняем по картинке».
Детям показывается картинка. Сочиняется коллективный рассказ по ней, каждый говорит по одному предложению. Идет развитие памяти, речи, мышления.
«Что лишнее».
Предлагается прослушать 5 слов. Четыре связаны по смыслу, а пятое лишнее. Подумайте, какое?
- тюльпан, лилия, помидор, ромашка, фиалка.
- стол, кресло, ковер, кровать, табуретка.
- курица, петух, орел, гусь, индюк.
- мороженое, торт, рыба, конфета, шоколад.
- река, озеро, море, пруд, мост.
- тополь, ель, ствол, клен, дуб.
- Саша, Витя, Катя, Петров, Коля.
- кукла, мяч, скакалка, песок, юла.
Упражнение хорошо развивает логическое мышление, интеллект.
 «Групповое рисование». (можно проводить под музыку).
        Берется лист бумаги и цветные карандаши, каждый по очереди рисует все, что захочет. Интересно, что после 1-2х рисунков общая картина приобретает определенный сюжет. Потом все вместе придумывают общее название.
«Рисуем портреты».
На бумаге каждый по очереди рисует по одному элементу портрета одного из членов группы. Затем описываются черты характера этого ребенка. Создается галерея портретов.
«Небылицы»   (см. упражнение на развитие внимания).
«Ассоциации».
Ведущий говорит любое слово. Ребенок должен быстро ответить слово, связанным с ним по смыслу. Например: стул-кровать, и т .п. Идет расширение понятийного аппарата, развитие речи, мышление.
«Что же произошло?».
Детям предлагаются сюжетные картинке без подписи к ним. Надо посмотреть все картинки и коротко сказать, что же все-таки произошло.
«Кто больше знает?».
Каждому участнику ведущий задает по вопросу на разную тему: город, имя девочки, цветок, животное, вид транспорта, мебель, овощи и т.п. Кто быстрее и больше назовет на эти темы названий, тот и победил.