Возрастные особенности детей 3-4 лет



Анатомо-физиологические особенности

В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. К трем годам у ребенка бывает обычно достаточно развита способность к анализу и синтезу воздействий окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит не только непосредственному восприятию, но и речи, с помощью которой ребенок обобщает и уточняет воспринимаемое. Развивающаяся способность к концентрации возбуждения облегчает сосредоточение детей на учебном материале. Однако оно легко нарушается при изменении обстановки под влиянием возникающего ориентировочного рефлекса. Если на занятии в момент объяснения с улицы донесся какой-то шум или в комнату вошел посторонний, дети мгновенно отвлекаются. Воспитатели на этот случай должны знать приемы, с помощью которых можно с минимальной затратой времени переключить внимание детей на учебное задание. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадиируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей. У ребенка 3—3,5 лет взаимодействие сигнальных систем еще несовершенно. Уровень межанализаторных связей таков, что в момент выполнения упражнений дети порой не могут воспринимать словесные коррективы воспитателя. Более эффективным будет оказать ребенку непосредственную помощь: повернуть его корпус, руки, задавая правильную амплитуду движений, и т.д. На этом этапе важно гармонично сочетать непосредственные и сло¬весные воздействия на детей.


Психическое развитие

Кризис трёх лет
Рассматривая кризис трёх лет, необходимо сказать, что все пере­мены, все события, совершающиеся в период этого кризиса, группируются вокруг какого-либо новообразования пере­ходного типа. Следовательно, когда мы будем анализировать симптомы кризиса, мы должны ответить на вопрос, что нового возникает в указанное время и какова судьба новообразования, которое исчезает после него. 
Для того чтобы осмыслить, что происходит в период 3-летнего возраста, необходимо, прежде всего, рассмотреть ситуацию развития - внут­реннюю и внешнюю, в которой протекает кризис. Рас­смотрение надо начинать с симптомов возраста. Те симп­томы кризиса, которые выдвигаются на первый план, в литературе принято называть первым поясом симптомов или семизвездием кризиса трех лет.
Первый симптом, которым характеризуется наступле­ние кризиса, - возникновение негативизма. Когда говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет делать что-нибудь, потому что это не­приятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых, реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.
Негативизмом  называют такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сде­лать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослу­шания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили. Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать, но он не подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит. А если бы попросила о другом, он сделал бы то, что ему было приятно. При реак­ции негативизма ребенок не делает что-нибудь именно потому, что его об этом просят.
При резкой форме негативизма дело доходит до то­го, что можно получить противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. У ряда ав­торов описаны подобные эксперименты. Напри­мер, взрослый, подходя к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», - и получает в ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно - белое», ребенок отве­чает: «Нет, черное». Стремление противоречить, стрем­ление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему гово­рят, есть негативизм в собственном смысле слова.
Негативная реакция отличается от обычного непослу­шания двумя существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при опре­деленном действии ребенка мотивировалась не содержани­ем самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он прежде всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят.
Второй симптом кризиса трех лет - упрямство. Если негативизм надо уметь отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от настойчивости. Напри­мер, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается, чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встре­чается и до кризиса трех лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Упрямство - такая реакция ребенка, когда он на­стаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Он настаивает на своем требовании. Например, ребенка зовут домой с улицы, он отказывается, ему приводят доводы, которые его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан сво­им первоначальным решением.
Два момента отличают упрямство от обычной настой­чивости. Первый момент - общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться на дворе.
И второй момент, если для негативизма характерна социальная тенденция, т. е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые, то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе. Нельзя сказать, что ребенок от одного аффек­та свободно переходит к другому, нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы име­ем другое отношение мотивировок к собственной личнос­ти ребенка, чем до наступления кризиса.
Третий момент принято называть немецким словом «тротц» (Trotz). Симптом считается настолько центральным для возраста, что и весь критический возраст получил наз­вание trotz alter, по-русски - возраст строптивости. В чем отличие последнего симптома от первых? От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость, скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызы­вающем «да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают. Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к нормам, которые предлагаются, к интере­совавшим прежде игрушкам. Строптивость от упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и вызвана стремлением настоять на собствен­ном желании.
Остается еще четвертый симптом, который  называют своеволие, своенравие. Оно заключается в тенденции ребенка к самостоятельности.  Теперь ребенок хочет все делать сам.
Из симптомов анализируемого кризиса в литературе указывается  три, но они имеют второстепенное значение. Первый - протест-бунт. Все в поведении ребенка начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть. Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом. С этим связан симптом обесценивания. Например, в хорошей семье ребенок начинает ругаться.
Ребенок старается обесценить игрушку, отказывается от нее, в его лексиконе появляются слова и термины, ко­торые означают все плохое, отрицательное, и все это от­носится к вещам, которые сами по себе никакой непри­ятности не приносят. И наконец, указывают еще на двой­ственный симптом, обнаруживающийся в различных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружаю­щим. Ему должны достать все, что он требует; есть он этого не станет, а будет есть то, что он хочет. Ребенок изыскивает тысячи способов, чтобы проявить власть над окружающими. Ребенок сейчас старает­ся вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности: по от­ношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. Здесь та же тенденция к господству, деспотизму, к власти выступает как источник ревнивого отношения к другим детям.
Вот основные симптомы, которые характерны для кризиса трех лет. Рассмотрев эти симптомы, можно сделать вывод о том  что кризис выступает главным образом такими чертами, которые позволяют распознавать в нем как бы бунт против авторитарного воспитания, это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем воз­расте.
Ребенок в раннем детстве - это существо, которое всегда находится во власти непосредственных аффектив­ных отношений к окружающим, с которыми он связан. В кризисе трех лет происходит то, что называется раздвоением: здесь могут быть конфликты, ребенок может ругать родителей, игрушки, предложенные в неподходящий момент, он может разломать их со злости, происходит изменение аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и активность ребенка. Все симптомы вращаются вокруг оси «я» и окружающих его людей. Эти симптомы говорят о том, что изменяются отношения ре­бенка к людям, окружающим его, или к собственной личности.
В целом, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно.
Второй пояс симптомов в свою очередь делится на две группы. Од­на - это симптомы, которые вытекают как следствие из ус­тановки ребенка на самостоятельность. Благодаря изме­нениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних кон­фликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невропатических детей именно в кризисе трех лет мы не­редко видим появление невротических реакций, например энурез, т.е. ночное недержание мочи. Ребенок, привыкший к опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвращается в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симп­томы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые гипобулические припадки, т. е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела не являются болезненными припадками в собственном смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне заострен­ные черты негативизма, упрямства, обесценения, протес­та, о которых мы уже говорили.
Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружаю­щим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности - «я», т. е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференци­рован от ситуации.

Развитие личности
Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая — с формированием его деятельности. С возрастом малыш в числе других знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя, и др.). В два с половиной года ребенок узнает себя в зеркале, а несколько позже на фотографии. Период появления в речи ребенка местоимения «я», (в конце раннего возраста) знаменуется переменами в его поведении — возникает стремление действовать самому. Л.И. Божович отмечает, что с возникновением «системы Я» в психике ребенка возникают и другие новообразования. Самым значительным из них является самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть хорошим. Наличие одновременно существующих, но противоположно направленных тенденций: сделать согласно собственному желанию и соответственно требованиям взрослых — создает у ребенка неизбежный внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь. Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения. Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, то есть подчинение их определенному образцу, важны для развития ребенка, но на четвертом году его жизни они только формируются. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, и в игре, и в быту. Младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12—13 раз. Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. В младшем же возрасте из игрового материала ребенок выбирает 2—3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей. На устойчивость деятельности, результативность и качество работы положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (ленка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно трудится для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы. В возрасте 3—4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Самой выраженной особенностью детей начала 4-го года жизни является их стремление к самостоятельности. У детей уже есть способность к целеполаганию, умение заранее представить себе некоторый желаемый результат и активно действовать в направлении его достижения. Однако любые усилия по достижению результата должны приносить удовлетворение. И для многих целей, которые ставит перед собой маленький ребенок, это удовлетворение лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослым. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостное ощущение своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Когда ребенок заявляет: «Я сам», он оказывается в положении, выход из которого возможен по двум направлениям:
Годы дошкольного детства — это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей.

Восприятие
Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. В младшем школьном возрасте эти процессы будут занимать ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления, воображения, речи. Восприятие младшего дошкольника 3—4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Восприятие становится все более осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Ребенок может подолгу, не отвлекаясь, наблюдать, рассматривать, искать. В этом возрасте на развитие восприятия очень большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет тем самым его от других предметов. С помощью интеллектуальных усилий по изучению свойств и состояний предметов, отношений между ними, выявлению связей и действий с ними малыш начинает видеть и понимать реальные отношения между предметами.
Развивающие занятия для этого возраста включают обучение ребенка выявлять и учитывать в своих действиях свойства предметов, умению использовать условные заменители вещей, строить и использовать наглядные пространственные модели (планы, схемы, чертежи). Для успешного освоения этих навыков, а также для того, чтобы задания соответствовали особенностям данного возраста, их необходимо включать в доступные и интересные ребенку виды деятельности: игру, рисование, лепку, конструирование и т.д.
Замечательно развивают восприятие загадки. Пытаясь отгадать загадку, ребенок начинает искать в окружающих предметах свойства, описанные в ней. Например: «Два брюха, четыре уха» (подушка); «Летом серый, а зимой белый» (заяц). Следует всячески поощрять желание ребенка самому составлять загадки.
По мере усложнения психики и развития психических процессов происходит их переплетение и взаимовлияние друг на друга. Так, загадывая и отгадывая загадки, ребенок одновременно развивает восприятие, внимание, творческое мышление, речь.

Внимание
Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. По-прежнему сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию. Объем внимания с двух объектов в начале года возрастает до четырех к концу года. Ребенок может удерживать активное внимание в течение 7—8 минут. Внимание носит в основном непроизвольный характер, его устойчивость зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.

Память
В возрасте 3-4-х лет память ребенка является центральной функцией, которая определяет остальные психические процессы. Мыслить для ребенка в этом возрасте — значит вспоминать, то есть опираться на свой прежний опыт или видоизменять его. Благодаря очень хорошей памяти ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Если раньше ребенок был под властью конкретной ситуации, то теперь его мышление перестает быть наглядно-действенным.
Следует учесть, что память у ребенка в этом возрасте непроизвольна: он не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют структуры правого полушария мозга, которые «отвечают» за зрительно-эмоциональную память. Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы.
Эмоциональная память уже сформирована и помогает ребенку познавать мир. Запоминая образно-эмоционально, ребенок в состоянии запомнить всю картину целостно. Эта особенность памяти очень важна, т.к. ребенок еще не знает мир и не может отделить важное от второстепенного. Единственно важным является интерес ребенка к предмету, эмоциональный отклик, который вызвало какое-либо событие.
Событие для него интереснее, действие, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается словесный материал, если они вызывают эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность и смежность рифмы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребенок сопереживает героям. Чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем запоминание эффективнее.
Смысловая память развивается наряду с механической. Природа подарила ребенку возможность запоминать колоссальный материал без каких-либо усилий с его стороны. Ребенок просто помнит и использует слова. Ребенок так же легко, как облики предметов, запоминает их графическое обозначение в виде слов. Максимально используя резервы механической памяти, мы можем легко обучить детей в этом возрасте читать, что в дальнейшем откроет ребенку огромный мир книг.
Следует обратить особое внимание на то, что запоминание происходит естественно и легко. У ребенка в этом возрасте колоссальная жизненная энергия, очень высокая познавательная активность и радость открытия целого мира. Если ребенок в лице взрослого находит отзывчивого, заинтересованного в его познании человека, он с большим удовольствием изучает мир. Именно в этом возрасте очень важно грамотно утолить жажду познания, подбирая разнообразный и интересный материал об окружающем ребенка мире.
Ученые выявили, что именно к 3-м годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя как личность. Воспоминания вызывают эмоциональные состояния того времени и на всю жизнь оставляют ощущения детства. В этот период формируется чувство собственного достоинства. Воспоминания раннего детства позволяют осознать свой уникальный жизненный опыт. Ребенок начинает понимать, что он неповторим как личность.
Необходимо учесть следующие важные моменты:
— чаще спрашивать малыша о том, что он помнит — этим мы даем возможность ребенку понять, что интересуемся его персоной;
— спрашивать ребенка о прошлых событиях — это позволит ребенку оценивать события и в определенной степени предполагать, предвидеть будущее;
— фиксировать внимание малыша на событиях прошлого — это поможет ему запечатлеть в своем сознании воспоминания об определенном порядке вещей: например, подъем, умывание, завтрак, прогулка и т.д. — и дает ребенку чувство безопасности, ощущение стабильности жизни, он приучается контролировать события в своей жизни;
— коллекционировать интересные события — этим вы не только разовьете малыша, но и сплотите свою семью. И хотя с возрастом четкость воспоминаний утрачивается, остается память об атмосфере радости и любви, царившей тогда;
— показывать ребенку семейный альбом с фотографиями, видеоархив. Если приходят письма от родственников, то есть смысл показать фотографию родственника, напомнить ребенку, что за строками письма стоит именно этот человек;
— будьте осторожны с телевизором! Детям не рекомендуется смотреть телевизор больше 30-ти минут в день, и тем более — показывать рекламу: психика ребенка еще не устойчива, и он не в состоянии оторвать взгляд от ярких картинок, механически запоминает и повторяет навязчивые рекламные слоганы. Необходимо следить за тем, чтобы информация, получаемая по телевидению, была разнообразной и познавательной.
К 4 годам у ребенка наряду с образным мышлением начинает интенсивно развиваться образная память. Кроме запоминания, важную роль играет сохранение и воспроизведение информации. Это зависит от количества, содержательности и прочности связей нового опыта человека с элементами уже имеющегося у него. Большая часть нашего опыта сохраняется и легко извлекается из памяти непроизвольно, т.е. без специальной цели запомнить. Точнее было бы сказать, что запоминание — это не то, что мы смогли запомнить, а то, что смогли извлечь. Рядом экспериментов по исследованию памяти доказано, что человек запоминает фактически любой объем материала, а извлечь из памяти материал может лишь при внешнем стимулировании определенных зон мозга. Поэтому лучше говорить не о том, что мы можем запомнить, а о том, что мы в состоянии воспроизвести с определенными целями, т.е. произвольно, или бесцельно, т.е. непроизвольно.
Процессы памяти остаются непроизвольными. По-прежнему преобладает узнавание. Объем памяти существенно зависит от того, увязан материал в смысловое целое или разрознен. Дети данного возраста в начале года могут запомнить при помощи наглядно-образной, а также слуховой вербальной памяти два объекта, к концу года — до четырех объектов. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.



Мышление
Мышление как ребенка, так и взрослого всегда предполагает решение какой-либо задачи, что обозначает необходимость соотношения целей задачи с ее условиями.
Мышление трехлетнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. Это проявляется в решении простых задач по конструированию, т.е. конструирование по образцу.
Ребенок повторяет постройку из 2-3-х деталей разной формы, выполненную взрослым.
К четырем годам мышление становится наглядно-образным. Это значит, что некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Таким образом, главным средством решения задачи становится образ.
Основное направление развития образного мышления — овладение способностью к замещению и пространственному моделированию, т.е. формированию умения использовать при решении разнообразных умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений, наглядные пространственные модели, отображающие отношения между вещами.
Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде она обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.
Если ребенок строит и применяет пространственные модели, он в наглядной форме выявляет скрытые отношения вещей, учитывает их в своей деятельности, лучше понимает устройство предметов и событий в мире, их взаимодействие. Малыш оперирует заменителями и пространственными моделями «в уме», представляет себе с их помощью то, о чем рассказывают взрослые, заранее предвидит результат собственных действий. А это и есть понимание, мышление.
На пятом году жизни ребенок начинает интересоваться не только предметами, но и тем, как они взаимодействуют друг с другом. Малыша продолжает интересовать, как предмет выглядит, но больше его внимание привлекает, из каких частей состоят предметы, как они между собой взаимодействуют.
До 4-х лет умственное развитие малыша, его познание внешнего мира происходило через практические действия с предметами. Ребенку необходимо было обязательно потрогать предмет, чтобы понять его. На пятом году некоторые задачи ребенок уже может решать в уме, опираясь на образное представление. Средством решения задач становится не действие, а образ, мышление приобретает наглядно-образный характер. Ребенок становится как бы естествоиспытателем.
К четырем годам для развития интеллекта малыша родителям необходимо предоставить ему возможность приобрести опыт манипуляции с различными предметами, обеспечить знаниями о различиях между предметами (цвет, форма, размер и т.д.). В 4-5 лет обогащение жизненного опыта ребенка происходит за счет накопления образов и представлений о связях и отношениях между отдельными предметами и их частями. Ребенку следует помочь накапливать чувственный опыт взаимодействия с миром и научить отражать его через модели, образы предметов.
Уровень понимания ребенком предмета выражается в действиях с предметами и их наглядными образами, которые возникают в голове ребенка (их строение, функционирование и т.д.). Исследуя предметы, их строение и взаимодействие друг с другом, малыш пытается сформировать целостное представление об окружающем его мире. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка выражается в формировании представлений о мире в виде наглядных образов как едином, непротиворечивом целом.
Развитие ребенка возможно, если:
1) создать сложноорганизованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с как можно более разнообразными предметами и материалами, манипулировать с ними и отображать их в виде рисунков, создавать конструкции;
2) развивать у ребенка способность к наглядному моделированию. Любой образ предмета, возникающий в представлениях ребенка, не полностью отражает предмет, а лишь его некоторые свойства, которые он смог выделить. Строя образы, ребенок интуитивно учится создавать модели реальных предметов.
Для облегчения этой работы надо помочь ребенку освоить моделирование, построение плана, схемы. Тогда он сможет легче выделять из многообразных внешних свойств предмета наиболее значимые — в зависимости от исследовательской задачи.
В игровой форме ребенок может овладеть умением построения графических планов, моделей предметов, когда кружок как символ может отражать самые различные предметы. А посредством изобразительной деятельности (лепка, рисунок, составление коллажей и аппликаций и т.д.) ребенок познает не только свойства различных материалов (глина, гуашь, уголь, бумага и т.д.), их функциональный потенциал, но и создает образы, модели реальных предметов, их свойств, познает возможность взаимодействия с предметом в виде своего отношения к нему.
Чем больше предметов ребенок пытается нарисовать, слепить, чем больше ситуаций окружающей действительности стремится изобразить, тем глубже он познает эти предметы, используя рисунки и поделки как способ проецирования своих образов и представлений во вне. Рисунок, поделка выполняют роль внешней опоры, вокруг которой ребенок строит свое понимание образа. Он как бы «думает во вне», «видит» свою мысль и «создает» ее. Чем разнообразнее изобразительные способы выражения представлений, которыми овладел малыш, тем легче и глубже он постигает окружающую его природу.
Используя различные материалы при создании композиций, цвета в рисунках, ребенок в поделках, рисунках выделяет определенные элементы, ставит акценты на значимых для него деталях и связях (например, зубы из зерен у пластилинового крокодила, яркий красный клюв у птицы и т.д.).
Обобщая вышеперечисленное, можно сказать, что изобразительная деятельность, освоение макетов, схем
1) помогают ребенку представлять предмет мышления во вне в виде образа и модели, заменяющей сам предмет;
2) дают малышу возможность выделять значимые для него связи и отношения в предметах и их конструкциях.
В три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порой бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта. Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), форме (это все круглое), величине (это все маленькое). На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда, включают в каждое из них большее число конкретных наименований. Однако отношение общего к частному и частного к общему понимается ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении. Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо. Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр), но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. Малыши еще не умеют направлять свое воображение. У детей 3—4 лет наблюдаются лишь элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности.

Развитие речи
Развитие речи у детей 3-4-х лет происходит особенно быстро. Как правило, ребенок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растет буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребенку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов. При этом надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми используется в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к 3-м годам часто и правильно произносят слова, другие говорят недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее же типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов — тамва вместо трамвай, неправильное ударение и т.д.).
Эти нарушения в основном временные и в ходе правильного речевого развития к 5-ти годам постепенно исчезают.
Речь трехлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка вместо пружинка). Малыша привлекает звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя еще не может определить, какой звук или что в слове произнесено неправильно.
Ребенок еще не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установить их последовательность, разложить слово на части (слоги, звуки).
Больше всего в ребенке четырех-пяти лет поражают его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нем появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь и т.д. Ребенок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение. Его интересуют все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребенок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием, а лишь по-особому звучит.
В речи ребенка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчиненные. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги.
В этом возрасте в какой-то момент ребенок начинает говорить только вопросительными предложениями — столько разных зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом почемучек. Ребенок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет?
Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребенок 2-3-х лет использует свои двигательные способности для тщательнейшего и мгновенного исследования пространства, так и четырех-пятилетний ребенок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира. Ребенок стремится понять: что хорошо, что плохо и почему?
К пяти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда легко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребенка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.
В этом возрасте у ребенка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет. Однако не любая методика обучения чтению эффективна.
В возрасте 4-х-5-ти лет ребенок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.
Дети к 4-м годам воспринимают себя отдельно от родителей, а к пятилетнему возрасту физическая близость ослабевает и на смену ей приходит, при правильном воспитании и любви взрослых, взаимопонимание между детьми и родителями. Ребенок и взрослый становятся партнерами, и устанавливаются дружеские взаимоотношения.
Дети легко говорят неправду, но очень сердятся, когда неправду говорят взрослые. Они как бы проверяют ограничения и возможности речи.
При общении и социальных контактах ребенок демонстрирует свою независимость от родителей. Он уже не может обходиться без сверстников. Роль взрослого в игре к этому возрасту ребенка почти исчезает — малыш налаживает взаимоотношения со сверстниками.
Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность: занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью — «приборматыванием». Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на сло¬вах действия, которые опускает в реальности.

Воображение
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную.
Основная задача познавательного воображения — воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим.
Своего апогея аффективное воображение достигает к 4-м годам. В 4-5 лет число необузданных фантазий, детских страхов снижается. Доминирующее значение начинает приобретать познавательное воображение при рисовании, конструировании, разыгрывании различных игровых сюжетов.
В 4-5 лет основной фазой в развитии ребенка является следование образцам. Как ранее одно-двухлетний ребенок при осваивании какого-либо движения мог многократно его повторять и постепенно овладевал правильными движениями, так и теперь малыш воспроизводит одни и те же сюжеты, склонен многократно рисовать шаблонные графические схемы.
В воображение малыша начинает включаться процесс планирования. Если раньше фантазии ребенка были неуправляемы, он не мог предсказать, что получится, и лишь потом объяснял результат своей деятельности, то теперь, в 4-5 лет, ребенок в состоянии разделить свою деятельность на этапы: он может спланировать один шаг своих действий, выполнить его, оценить результат, а затем приступить к следующему этапу.
Ребенок в 4-5 лет уже имеет значительный жизненный опыт, знания об окружающем мире, и он учитывает законы этого мира в своей деятельности. В результате рациональных действий фантазии малыша становятся более «приземленными», реально отражающими разные стороны жизни ребенка.
Следует внимательно относиться к фантазиям малыша, фиксировать результаты его творчества. Записи сохранят пережитые счастливые мгновения «открытий» и вызовут приятные воспоминания.

Ведущая деятельность
Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность — игровая. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Социальные навыки
К 3-м годам, при успешном преодолении «кризиса третьего года жизни», ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире как самостоятельной личности.
Ребенок целеустремленно старается реализовать свои замыслы, ищет поддержку и одобрение взрослых. У него появляется чувство собственного достоинства, гордость за свои достижения.
Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость — основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период.
Малыш еще не имеет прочно закрепленных представлений, недостаточно разбирается в отношениях и связях между явлениями окружающей жизни, поэтому легко верит всему, следует наглядному примеру.
Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след, влияют на бессознательное поведение уже взрослых людей. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни, чувство Родины и формирование морально-этических норм.
Роль родителей в приобретении социальных навыков в этом возрасте трудно переоценить. Малыш охотно и энергично повторяет за эмоционально значимым для него человеком образцы жестов, манер, слов. Используйте эту особенность возраста в играх, направленных на умение взаимодействовать с другими людьми.
Следует учесть, что у детей трех-пяти лет подражание может быть как примитивным, напоминающим механическое копирование, так и точным, ярким.
К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры.
В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с принятыми нормами Играет в простые игры с другими детьми Знает свои имя, фамилию, возраст Начинает осознавать, что не похож на других людей Начинается сюжетно-ролевая игра с проигрыванием Соблюдает очередность, если напоминают об этом Играет в одиночку по собственной инициативе 15 минут 3 года
Играет с 2-3-мя детьми, часто взаимодействует с ними (15 минут) Устойчиво выполняет 3 правила поведения в группе В присутствии взрослых ведет себя в соответствии с правилами Знает имя и отчество воспитателей Ждет или откладывает исполнение желания на 5 минут 3,5 года
Играет в простые настольные игры Разрешает конфликты со сверстниками, пользуясь приемами убеждения и обсуждения Имеет представление о труде взрослых, с которыми сталкивается (дворник, шофер, врач), о некоторых трудовых действиях этих людей (врач лечит, повар готовит) Имеет представление о праздниках (Новый год, день рождения, мамин день) 4 года

Самообслуживание
Освоение навыков самообслуживания приобретает важнейшее значение для ребенка 3-х лет. В этот период он заявляет себя как личность, стремится стать независимым, все хочет делать сам. Только освоив навыки самообслуживания, малыш почувствует свою самостоятельность.
Очень важное значение приобретает овладение навыками приема пищи, умением одеваться, «проситься на горшок» в то время, когда ребенок идет в детский сад. Воспитатель не сможет уделять ему столько же внимания, сколько мама, а значит, многие вещи ребенку придется делать самому. Важно помочь ребенку освоить основные навыки приема пищи, гигиены тела, туалета, одевания и раздевания.
В 3-4 года ребенок обладает следующими навыками самообслуживания:
Помогает убирать со стола
Переносит что-либо из одной емкости в другую
Ест сам, но неаккуратно
Пользуется вилкой и ложкой
Сам моет руки с мылом
Под присмотром взрослого ходит в туалет (снимает штанишки, садится на горшок, надевает штанишки сам)
Застегивает и расстегивает большие пуговицы Надевает обувь
Расстегивает и застегивает молнию (неразъемную) Благодарит после еды без напоминания
Сам пьет из сосуда или струи Сам пользуется туалетом
Чистит зубы под присмотром
Зашнуровывает ботинки
Сам сморкается или напоминает о необходимости высморкаться
Самостоятельно застегивает и расстегивает разъемную молнию
Малыш становится способен устанавливать простые причинно-следственные связи между событиями и явлениями, даже если они не получены в непосредственном чувственном опыте. У ребенка появляются способность и стремление как-то объяснить и упорядочить для себя окружающий мир.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога