среда, 26 февраля 2014 г.


Психологический взгляд на детские болезни.




Если поговорить с людьми, которые в детстве болели мало или не болели вовсе, оказывается, что их родители не могли или не хотели уделять им достаточного внимания. Например, они очень много работали, и приболевший ребенок оставался дома один с микстурой и термосом куриного бульона. Улучшения не происходило, а вот гулять было нельзя – волей-неволей приходилось поскорее выздоравливать, потому что болеть было неинтересно.

Второй сценарий относится к неблагополучным родителям, которые большую часть суток пребывают во власти алкогольной или какой-то другой зависимости. Дети в таких семьях тоже болеют крайне редко. В данном случае уместно говорить о работающем инстинкте самосохранения ребенка. Он понимает, что болеть просто нет смысла – мама вряд ли бросится к нему на помощь, от того и остается здоровым, даже прыгая по лужам или питаясь не самыми полезными и свежими продуктами.

Болеть – это так приятно!
Нормальная мать не сможет оставаться безучастной, когда ребенок, такой маленький и беспомощный, лежит с температурой и приступами кашля. Все ее время, энергия подчинены одной цели: облегчить страдания ребенка. Мама старается приготовить любимое блюдо малышу, покупает игрушку, которую он давно просил, разрешает смотреть мультики, поет песни – все методы в борьбе с болезнью хороши!

Попробуйте проанализировать собственное поведение, когда ребенок здоров и, наоборот, когда болен. В сознании ребенка формируется устойчивый стереотип: если болезнь влечет за собой массу приятных моментов, то неприятные – в виде насморка и больного горла – можно и потерпеть.

Стимул выздоравливать
Родителям следует планомерно корректировать установки сознания. Если ребенок часто болеет, нельзя выполнять малейшие его капризы. Чередуйте исполнение желаний с определенными ограничительными санкциями. Например, на просьбу посмотреть еще один мультфильм или пройти очередной уровень в компьютерной игре можно ответить: «Пока ты болеешь, не надо себя перегружать, так что нельзя». Если ребенок учится в школе, то после того, как температура отступила, он должен, хотя бы частично, делать домашние задания и изучать новый материал, чтобы не отстать от школьной программы. И хорошо, если у ребенка есть интересы вне дома – друзья, внешкольные занятия, родственники, к которым он любит ездить в гости – тогда желание поскорее выздороветь и вернуть себе все то, чего лишает болезнь, станет действительно сильным.

Болезнь как смысл жизни
Если ребенок болеет постоянно, обычно это становится главной темой для семейных обсуждений. Непрекращающиеся поиски новых эффективных препаратов, врачей, новых практик и методик, используемых в терапии заболеваний – все это происходит на глазах у ребенка. В какой-то момент он приходит к выводу, что создал для своих родителей новый смысл жизни. Мама болезненного ребенка даже не пытается устроиться на работу, и с горькой гордостью сообщает знакомым: «Я все время с ним, его же невозможно никуда отдать – постоянно болеет!» Удивительным образом такие дети, попав в кардинально новую обстановку, где нет места недугам, довольно быстро перестают болеть.
Родители объясняют такие перемены в самочувствии влиянием свежего воздуха, натуральных продуктов без красителей, концентратов, усилителей вкуса, чем-то, чего нет в городских условиях жизни. Как бы в доказательство этого довода, вернувшись домой, ребенок скоро снова заболевает. Но дело не в этом: ребенок просто не хочет лишать маму и папу того, ради чего они живут, а они созданы для того, чтобы лечить малыша.
Чтобы болезнь и борьба с ней не стала главной целью в жизни мамы, нужно, как ни странно, обеспечить ребенку интересную жизнь. Когда повседневная жизнь полна разнообразных событий, планов, то и болеть как-то не хочется.