Психосоматика - миф или она существует?

Еще со времен университета, мне очень интересна идея, мысль о том, что все наши болезни являются следствием наших мыслей. 
И среди моих воспитанников, друзей, знакомых и у меня встречаются случаи психосоматических заболеваний - когда реальная болезнь является следствием эмоциональных реакций на стрессовую ситуацию.

О психосоматике распространены несколько мифов:
Миф 1
 обследоваться у врача не не нужно, само все пройдет после консультации у психолога/психотерапевта.
На самом деле такой подход не отменяет посещение врача, медицинских обследований и т.д., он дополняет его. Большинство врачей считают, что если после полного обследования у пациента не нашли причин болезни, имеет место быть психологическая (психосоматическая)причина заболевания. 
Поэтому при любой болезни, недомогании необходимо идти к врачу!
Бывает, что при обнаружении какого-либо заболевания, человек не продолжает лечение, а надеется только на психологическую помощь. Во-первых, грамотных специалистов в области психосоматики мало, а специалистов, работающих с тяжелыми последствиями "болезни от нервов" того меньше. Во-вторых, любое лечение должно быть комплексным - медицина и психология справятся лучше вместе чем по одиночке (не забываем, что словом доктор тоже настраивает пациента на лечение и успешное выздоровление).

Миф 2
в психосоматике, особенно детской, виновата только мама
Многие мамы воспринимают болезнь ребенка из жертвенной позиции, а иногда даже пассивно-агрессивной позиции «это я виновата», казните меня, обвиняйте, я на все согласна. Застревают в этой позиции и не двигаются дальше. На самом деле за психосоматические проявления болезни несет ответственность вся семья: мама и папа, или те, с кем ребенок живет постоянно, часто общается, это может быть коллектив сверстников в детском саду/школе, воспитатель, стрессовая ситуация, которая длительно воздействует на ребенка(взрослого). Самое главное не поиск виноватого, а поиск причины и последующая работа над ее устранением, а также научению ребенка/взрослого способам безопасного выражения эмоций, снятию напряжения, способам реагирования на стрессовые ситуации.

Миф 3
ребенок реагирует только на свои переживания психосоматическими проявлениями
Ребенок может и не знать о событиях, происходящих в вашей жизни, и о том, что вас беспокоит. У детей на бессознательном интуитивном уровне происходит считывание состояния мамы (вспомните, когда в период адаптации к детскому саду одни дети плачут и кричат, другие спокойно идут в группу - первые поддерживают маму в ее чувствах и эмоциях, вторые тоже поддерживают. но эмоции разные у мам, и разная реакция). Внутреннее состояние детей и поведение являются как бы зеркалом для самоощущения его мамы.

Миф 4
нужно работать только с ребенком
Многие родители уверены, что консультация психолога нужна только ребенку (сделайте что-нибудь с ним!). Как правило, мамы после посещения специалиста думают о том, что ребенок снова станет очень «удобным». Но самое главное - они не хотят принимать тот факт, что состояние ребенка является отражением состояния мамы. С детской психосоматикой, как и со многими проблемами у дошкольников, работают через родителей, маму/папу. Семья - это система, и невозможно работать только с одной ее частью. 

Миф 5
ребенок болеет потому, что хочет внимания 
Самый распространенный миф среди пап и мам дошкольников. Зачастую бывает, что мама жалуется на то, что болезнь ребенка - это следствие ее невнимательности и стоит только уделить ребенку МНОГО внимания, как все пройдет. На самом деле это не так - мотивы бывают разные - желание помирить маму и папу (ухаживая за мной/больным ребенком они помирятся), чувство вины у ребенка за конфликты в семье, чувство одиночество и покинутости у ребенка, стрессовая ситуация, которой ребенок/взрослый стремиться избежать, избегания внимания, опеки контроля (когда больной в семье воспринимается как изгой и во время болезни его не замечают, он плохой) и еще тысячу причин. 
Какие факторы влияют на появление психосоматических проявлений болезни у детей и взрослых?
Социально-психологические факторы – общие условия жизни ребенка, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, трудности, связанные с посещением детского сада. 
Выделяют психосоциальные факторы:
 - неправильный тип воспитания в семье (когда в одной семье из поколения в поколение болеют одной и той же болезнью, не передающейся на генетическом уровне. Например, ангина),
 - неполная семья,
 - длительное воздействие на ребенка какой-либо травмирующей ситуации в семье,
 - негативные переживания, связанные с посещением дошкольного учреждения, школы. У взрослых - с работой.
Это не означает, что у ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО будут психосоматические проявления при наличии этих факторов! Это означает, что они могут спровоцировать такие проявления, но не всегда.
Детская психосоматика, в отличие от взрослых, имеет свою особенность: дети не могут самостоятельно справиться с теми признаками и проявлениями, с которыми справляются взрослые. Они не понимают, что происходит, и у них могут наблюдаться разные эмоциональные реакции (агрессивность, подавленность, неуверенность, страх, плаксивость и т.д.). К слову даже сами взрослые не всегда понимают почему на работе, при общении с определенными людьми, начинает болеть голова, отказывают ноги и т.п.
Иногда бывает так, что родители, придя на консультацию, говорят о том, что как только ребенок слышит о походе в «детский сад» - у него начинают проявляться головные боли, боли в животе, в горле, начинает повышаться температура. Ребенок подсознательно запускает механизм, приводящий к возникновению того или иного заболевания. Иногда дети находят выгоды в тех или иных болезнях. Они понимают, что мама с ними рядом, заботится о них, жалеет их, поэтому они прибегают к такой схеме каждый раз, когда чувствуют себя одинокими, ненужными.
Портрет «психосоматического ребенка», может наблюдаться:
- часто повторяющиеся и хронические заболевания;
- обострение заболевания может быть вызвано следующими факторами: стресс, сильная эмоциональная реакция на событие, психотравмирующее событие и т.д.;
- любые кожные заболевания, не вызванные внешними факторами; -  аллергические реакции;
- заболевания, в основе которых лежат функциональные нарушения;
- заболевания, причины которых не объясняет традиционная медицина;
- не наследуемые, но семейные заболевания (т.е. заболевания, не передающиеся, но наблюдающиеся у разных поколений).
 Однако всегда психосоматические проявления возникают в той области, где у ребенка/взрослого слабое место. "Где тонко, там и рвется"
Выявление всех этих особенностей ребенка/взрослого в совокупности помогают нам говорить о том, что  имеются психосоматические проявления.
Рассказывать о психосоматике дальше?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога