четверг, 20 октября 2011 г.


Детская агрессивность и как с ней справиться.


Часто детей, которые балуются, ведут себя непослушно, непосредственно, импульсивно, иногда нападают на других детей без видимых причин, громко говорят, нередко перебивают, дразнят и провоцируют других детей, пытаются доминировать, взрослые считают агрессивными. Однако, не все так просто.

 Детская жизнь полна разочарований, которые нам взрослым кажутся мелкими, ничтожными. Но именно эти разочарования, вызванные лишениями и ограничениями, становятся травмирующими для ребенка, и наиболее удовлетворительным решением может показаться агрессивная реакция. Особенно если у ребенка ограничены способности к самовыражению или он лишен возможности удовлетворить главную для него в данный момент потребность другим, более приемлемым способом.
  Следует отметить, что агрессия может возникнуть в двух случаях:
  1. Как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;
  2. Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя «по образу и подобию». А образцом, в первую очередь, выступаем МЫ – РОДИТЕЛИ.
Как правило, основная причина детской агрессии заключается в том, что ребенку что-то не позволяют или в чем-то отказывают, что собственно и раздражает его, заставляет отстаивать свои права любым способом, в том числе и неприемлемым нами (родителями). И от плача, как призыва о помощи, он постепенно переходит к отчаянному, гневному протесту. Вот как зарождается агрессивность.
  Агрессивная реакция по своей сути – попытка ребенка изменить положение вещей.
Ребенок не становится агрессивным неожиданно! До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнуться с явными нарушениями поведения. Очень часто, такое поведение – всего лишь отчаянная попытка удовлетворить свою потребность, восстановить эмоциональное равновесие или социальные связи.
  Внимательно понаблюдав за агрессивным ребенком, можно определить на кого он нападает, при каких обстоятельствах и как часто это случается. Таким образом, можно вовремя предотвратить назревающую атаку.
  Помощь таким детям заключается не в том, чтобы полностью искоренить агрессивность из их характера; а в том, чтобы научить их отреагировать негативные эмоции, не причиняя вреда себе и окружающим, направить их активность в нужное русло. Ведь агрессивность многолика: она имеет свои положительные и отрицательные, здоровые и болезненные стороны. Она может проявляться в предприимчивости и активности или в непослушании и сопротивлении.
  Различают следующие виды агрессии:
1.       Физическая агрессия.  Это использование физической силы против другого лица. Однако, следует иметь в виду, что желание драться, щипаться или кусаться – это далеко не всегда признак ненормальности ребенка. Практика показывает, что чем меньше родители (воспитатели) реагируют на ссору или драку детей, тем правильнее они поступают. За исключением крайних случаев, когда дети могут нанести друг другу увечья. Очень часто дети самостоятельно решают свои проблемы. А чем быстрее родители вмешаются в ссору, тем громче дети будут орать при следующей драке и все пойдет по-нарастающей. Самое полезное, что могут предпринять взрослые помимо того, что сделают вид, будто ничего не видят и не слышат, - развести детей, как можно дальше друг от друга. А утешать их и разбираться, что случилось и почему, следует только после того, как малыши успокоятся окончательно.
Внимательные родители и воспитатели в состоянии предотвратить назревающий конфликт, главное внимательно следить за тем, как разворачиваются события.
Обращение с детьми до вспышки агрессивности.
  1. Несомненно, случается, что детей надо оставить, чтобы они разобрались сами – это послужит им хорошим опытом – дети поймут, что можно решать свои проблемы самостоятельно, без взрослых в качестве арбитров.
  2. Можно сориентировать ребенка на другой тип поведения. Лучше всего предложить ребенку игрушку, которую он может безбоязненно пинать и кусать.
  3. Можно отвлечь ребенка интересным для него занятием.
  4. В случае, когда ребенка невозможно отвлечь и нападение вот-вот состоится, наилучшей  реакцией взрослого будет отвести руку ребенка или удержать его за плечи, подкрепив это резким: «Нельзя!».
Ребенка, знающего, что такие выходки недозволенны, может остановить и оклик.
Если, в силу каких-то причин, нападение предотвращено не было, то в этом случае нужно действовать так, чтобы доходчиво объяснить ребенку, преподать ему урок, что такого рода поведение не приемлемо, не поощряется.
Обращение с детьми после агрессивного нападения.
  1. Резкое слово драчуну и благосклонное внимание жертве покажут ребенку, что он проигрывает от такого рода поведения. Очень важно, чтобы в обычное время виновник пользовался таким же вниманием. Принуждение ребенка к извинению малополезно, так как дети очень быстро заучивают формулу «Прости!», чтобы избежать ненужного внимания взрослых.
  2. Иногда взрослые предпочитают отослать ребенка в угол – поостыть. Это хорошо подчеркивает факт инцидента и выражает неодобрение его поведения. Однако подобная мера теряет эффект, если длится более, чем пару минут. Дети помладше вряд ли поймут связь между своим поступком и удалением. Лучше крепко взять ребенка за руки и, строго глядя в глаза, выказать свое отношение к его поведению. Причем, длительные объяснения или обвинения малоэффективны – ребенок вряд ли будет долго слушать.
  3. В случае, когда за агрессивные действия виновника лишают любимых игрушек или привилегий, лучше не растягивать наказание на целый день, а осуществить его как можно скорее. Ребенок быстро забывает причину наказания – все его мысли направлены на то, что ему не дают заниматься любимым делом, выставили в другую комнату, срамят перед другими. Вызванные этим гнев и возмущение снизят шансы на то, что он научится вести себя иначе.
  4. Нельзя отвечать агрессивностью на агрессивность.
  5. Телесные наказания никогда не оказываются действенным методом воспитания.
- Ребенок скорее станет Вас бояться, чем научится тому, что хорошо, а что плохо.
- Наказывая ребенка физически можно посеять «семя ненависти к взрослым», таким образом, ребенок получит модель агрессивного поведения. Как известно, у агрессивных родителей вырастают агрессивные дети.
-Можно получить противоположный эффект – когда ребенок начинает действовать назло родителям, чтобы позлить их.
- Некоторые дети добиваются наказания для «очистки совести». Получили свою порцию ремнем и можно дальше хулиганить, ведь понесли же наказание.
  Особое значение в укрощении детской агрессивности имеет то, что реакция взрослых должна быть краткой и точной.
2.       Словесная (вербальная) агрессия. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг…), так и через содержание словесных посланий (угрозы, проклятия, ругань…).
Почти все дети рано или поздно начинают говорить бранные слова, выкрикивать оскорбления, дразниться, ругаться. Это не повод для паники. Напротив, родителей должно больше беспокоить, если ребенок не произнес ни разу ни одного ругательного слова. В этом случае можно подумать, что он не слышит, что говорят окружающие, а, может быть, не воспринимает их слова. Явное отсутствие непосредственности и непринужденности в поведении ребенка должно беспокоить больше.
Обычно бранные слова дети начинают использовать, как только попадают в детский сад, иногда и раньше – в детской песочнице или около нее можно такое услышать, что самому неприятно станет. Нередко источником новых знаний становятся сами родители, наивно полагая, что их «чадушко» их не слышит и никогда таким выраженьицам не научится. Детей же привлекает тот факт, что эти слова шокируют взрослых, привлекают их внимание. Именно это обстоятельство оказывается лучшим поводом, чтобы повторять нецензурные слова снова и снова. Бранные слова становятся новым орудием агрессии.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
  Дети ругаются по разным поводам и именно на него нужно ориентироваться, определяя наиболее приемлемый способ, как отучить их ругаться.
  1. Некоторые дети ругаются совершенно невинно. Они не знают значения слов и не намерены кого-то шокировать. В данной ситуации наиболее эффективным будет объяснить ребенку, что это грубое, неприятное, некрасивое слово и лучше с ним не дружить и не использовать его. Объяснить это нужно кратко, доходчиво и не наказывая ребенка.
  2. Ребенок знает, что слово плохое, запрещенное, хотя его значения он не знает. Использует же он это слово, чтобы огорчить взрослого или досадить кому-либо. Лучшее средство – игнорировать брань и уделять ребенку больше внимания, когда он ведет себя нормально. Ребенок быстро разочаруется в ругани, так как не будет видеть желаемого эффекта. Не ругайте ребенка и не угрожайте, что станете его ругать, если он будет продолжать в том же духе. Если целью ребенка является привлечение Вашего внимания, то это только раззадорит его. Лучше, обескуражить ребенка своим спокойствием, мягкостью и добродушием. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим.
  3. Однако простое игнорирование может не остановить сквернослова. Бывает необходимо сделать выговор ребенку, особенно если он знает, какие слова бранные, а какие нет. В таких случаях резкое, неодобрительное « Довольно!», действует лучше длительных нравоучений.
  4.  Также лучше воздержаться от привлечения внимания других взрослых к сквернослову, так как повышенное внимание будет только стимулировать, а не предотвращать брань. Если ребенок ругнулся при посторонних, кратко извинитесь за него и смените тему разговора.
  5. Дети, как и взрослые, нуждаются в выражении эмоций. Поэтому полезно давать им альтернативу брани – слова,  которые можно произнести с чувством, когда ребенок ушибется или расстроится, слова для ответа на дразнилки и слова для усиления выразительности. Это могут быть такие слова, как «елки-палки», «проклятие», «редиска - нехороший человек» и т.п. В данном случае, как выразит накипевшее Ваш ребенок, напрямую зависит от Вас.
  6. Тем, кто регулярно говорит обидные вещи взрослым и детям, да еще и озлобленно, надо твердо сказать: « Ты мне нравишься, но то, что ты говоришь, мне не нравится  ». Со временем ребенок поймет, что не обязательно прибегать к оскорблениям, чтобы добиться признания и играть какую-то особую роль в группе.
  7. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок был как можно откровеннее с Вами. Это позволит непосредственно высказываться в Вашем присутствии и тогда то, чему он научится, он использует в первую очередь в Вашем присутствии, а не при посторонних. У Вас будет шанс, объяснить ребенку, что так выражаться нельзя и почему.
Вообще же надо стараться, чтобы у детей не возникало желания ругать кого-то или что-то в этом мире!
3.       Косвенная агрессия.  Под такого рода поведением понимают как агрессию, которая окольным путем направлена на другое лицо, так и агрессию, которая ни на кого не направлена. Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Ребенок не осмеливается, открыто выплеснуть свою злость на родителя или другого человека, и «переносит» гнев и агрессию на другой, более безобидный объект.
  У некоторых детей агрессивность принимает форму разрушительного отношения к вещам. Они рвут книги, разбрасывают и ломают игрушки. Может доходить и до таких опасных проявлений, как поджоги. Иногда случается, что агрессивность и враждебность совмещаются, когда ребенок начинает швыряться предметами в других людей. Взрослым важно оставаться как можно спокойнее и не отвечать гневом на гнев.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
- Не заменять сломанные игрушки новыми, а оставлять повсюду обломки старых игрушек, чтобы наглядно были видны последствия разрушительного поведения ребенка;
- давать детям игрушки, которые легко разбираются и собираются. Таким образом, они и любопытство свое удовлетворят, и игрушку такую сломать сложнее, и разделить ее между участниками игры проще;
- подбирать очень прочные игрушки, которые сложно сломать.
 В любом случае, проблему лучше решать в целом, а для этого лучше разобраться в причинах подобного поведения и действовать в соответствии с ними. В качестве профилактики подобного поведения можно рекомендовать следующее:
1.Как можно мягче проявлять свое недовольство и раздражение. Если ребенок захочет что либо сломать в чужом доме или сломает, следует принести свои извинения при ребенке, объяснить, почему родители и все остальные не одобряют его поступок, предложить ему какое-либо другое занятие, а если нужно, то увести домой.
2. Ошибочно силой принуждать ребенка к повиновению, так как это может вызвать у него еще большее желание крушить и ломать.
3. Необходимо оказать ребенку помощь в адаптации к окружающей среде и людям.
4. Принимайте большее участие в жизни ребенка, это позволит ему чувствовать себя любимым, желанным. Чем больше ребенок уверен в себе, тем реже он станет испытывать гнев, зависть.
5. Полезно каждый раз предлагать ребенку устранить учиненный им разгром, но не стоит принуждать его к этому. Если ребенок выполнил просьбу, его следует поблагодарить.
  Всегда следует помнить, что перед Вами, прежде всего личность. Ребенок – это, прежде всего Человек, только маленький.  Он находится в самом начале своего жизненного пути и только учится жить и взаимодействовать в этом мире с окружающими. Мы – взрослые – становимся наставниками, учителями и именно от нас зависит, каким ребенок вырастет, как он интегрируется в общество. Наша задача – сопровождать, поддерживать, давать эталоны поведения. А наказания, крики, ругань вряд ли можно принимать за эталон поведения цивилизованного человека.