четверг, 22 декабря 2011 г.


Мальчики и девочки.
Учить по-разному, любить по-разному…(часть I)


Кого-то это заявление вероятно смутит! Почему мальчиков и девочек надо учить по-разному? Все родители знают, что воспитывать ребенка и обучать нужно с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и т.д. Почему мальчиков и девочек нужно любить по-разному? Не значит ли это, что кого надо любить больше, а кого меньше?

На ребенка, прежде всего, необходимо смотреть с разных сторон – с биологической, с психологической. Как биологическое существо ребенок подчиняется жестким законам природы, как и все живые существа. Как индивид (с точки зрения психологии) ребенок – существо особое, созданное в одном экземпляре, неповторимое, со своей линией развития, заданной генетически. 
Великий педагог К.Д. Ушинский говорил, что для того чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо понять его во всех отношениях.
Зачем природе мужское и женское? В природе все взаимосвязано. Существует два противоположных направления в природе.
Первая – это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков более похожими на родителей. Вторая – необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых появится тот, кто придаст новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, расширит среду обитания. Итак идет борьба устойчивого и изменчивого, старого и нового, неизведанного и рискованного. Эти два направления воплощаются в делении на мужские и женские особи, что дает выгоду в реализации обоих направлений. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель женского пола не допустить его по возможности их изменений. А мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, особенно в экстремальных ситуациях. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской – на прогресс.
Реально в природе количество потомков зависит от того числа детей, которое способна воспроизвести женская часть популяции. Это значит, что гибель большого числа самцов (но не всех!) может слабо отразиться на потомстве, тогда как гибель части самок способна заметно снизить размер популяции.
Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин как бы больше полезных и вредных мутаций (генетических отклонений). Поэтому чаще нарушения в развитии встречаются у мальчиков, чем у девочек. Мальчики чаще болеют генетическими заболеваниями, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, выкидыши чаще бывают, если женщина беременна мальчиком. Мальчики чаще имеют нарушения речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата. Травмы у мальчиков чаще, трудновоспитуемые дети также чаще мальчики. Мальчиков реже берут на руки, больше употребляют прямых указаний, а с девочками разговаривают о чувственных состояниях (любить, нравиться, грустный, веселый и т.д.)
Физиологическая сторона восприятия также различается у мальчиков и у девочек. Острота слуха у мальчиков в среднем выше. Но девочки более чувствительны к шуму. У девочек более высокая кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт, они более отзывчивы на прикосновение и поглаживание. В играх девочки опираются на ближнее зрение – раскладывают перед собой свои игрушки, тряпочки, бусинки, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Мальчики опираются на дальнее зрение – они бегают друг за другом, бросают предметы. Используют все предоставленное им пространство. Это сказывается на особенностях развития зрительной системы.