вторник, 10 июня 2014 г.


Моя семья ЧАСТЬ I

или что необходимо знать ребенку 
о своей семье





Недавно со мной произошел такой случай, который заставил серьезно задуматься и меня, и воспитателей, и родителей. Он смешной и немного грустный одновременно. Почему смешной? Да потому что только ребенок, с его непосредственностью, мог сказать такое (КВН, юмористы даже рядом не стоят!). А грустный, потому что в наш век компьютеризации, знаний детей о космосе, динозаврах, пиратах и прочем, оказывается что дети не знают самых элементарных вещей....
И так, начинаю свой рассказ....
Старшая группа (дети 5-6 лет). вспоминаем с детьми как
  зовут родителей. Дети стоят в кругу, а я бросаю мячик и спрашиваю имя-отчество мамы. 
 Как оказалось как зовут маму все дети знали хорошо! Потом решила спросить про пап: 
- Ребята, вы молодцы! Все знаете как зовут вашу маму, и имя, и отчество. А теперь проверим, как вы знаете имя и отчество папы.
Кидаю мячик мальчику. Пауза минуты 2.
- Ну же! Неужели ты не знаешь, не помнишь как зовут папу?
- Ну.....Как зовут папу я не знаю! Но мама почему-то называет его Серый...

Мы с воспитателем, помощников воспитателя еле-еле сдерживая смех, продолжили играть дальше. Но потом задумались: как это так? Ребенок знает как зовут маму, а папу нет. Причем как оказалось это не единственный ребенок который сразу не смог вспомнить имя/отчество папы, мамы. Были дети, которые с трудом вспоминали свою фамилию.  Большинство детей смутно представляют себе где и кем работают их родители, чем занимаются, какое любимое блюдо у мамы, какое хобби у папы, а кем работал дедушка и т.д. Дети НИЧЕГО не знали о своей семье! И это старшая группа! Вечером мы рассказали маме мальчика этот случай....На следующий день он пришел в детский сад очень серьезный, подошел к воспитателю и сказал:
-Я знаю как зовут папу..... И назвал имя/отчество/фамилию папы.
Оказывается выучить и запомнить эту информацию ребенок смог всего лишь за вечер! Так что же мешало родителям этого мальчика, да и других детей, выучить вместе с ребенком свою фамилию, имя, отчество папы и мамы, бабушки и дедушки. Ведь вместе с этой информацией ребенок получает знания о своей семье, чувствует себя ее частью, принадлежность к чему-то большому, светлому, сильному. Ребенок, который знает как зовут его родственников (пусть даже их не так много, всего 3-4 человека), чувствует себя увереннее, он видит ценность каждого члена семьи..
И у меня появилась идея написать серию статей на эту тему, в которых попробую найти ответ на вопрос:
 -Во-первых, почему важно выучить с ребенком свои данные
- Во-вторых, как это сделать (дома и в детском саду)
 - В-третьих, подобрать практический материал - занятия, упражнения - по этой теме.
   В целом семьи детей дошкольного возраста, посещающих в настоящее время детские сады, по показателям семейного благополучия, как материального, так социально-психологического, можно отнести к норме. Однако и в таких семьях существует немало различных проблем, скрытых и открытых конфликтных ситуаций, которые можно объяснить как значительно возросшей занятостью родителей, дедушек и бабушек на работе, изменением ценностных ориентиров и недостатком педагогических знаний. Эти обстоятельства обусловливают актуальность формирования у дошкольников представлений о семье.
   Важной особенностью института семьи является преемственность семейных поколений. Семья каждого человека развивается с течением времени, постепенно создается семейная история, которую принято называть родословной. Современные программы, как комплексные, общеразвивающего характера, так и специализированные, посвященные ознакомлению детей с окружающим миром или нравственно-патриотическому воспитанию, включают задачи формирования у старших дошкольников интереса к своей родословной. К сожалению, как отмечают многие историки, исследователи в области генеалогии, традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. В связи с этим в данном пособии наряду с методическими рекомендациями и конспектами занятий, прошедшими практическую апробацию, представлен теоретический материал, освещающий основы практической генеалогии (см. Приложение). Педагогам необходимо иметь четкие и научно обоснованные представления о том, что такое родословная, прежде чем приступать к работе с детьми.
  
  
Откликаться на свое имя ребенок начинает довольно рано, еще до года.
Произносить его начинает вместе с тем, как начинает активно говорить.
Что касается фамилии, то некоторые дети, которые ходят в детский сад, знают свою фамилию и могут называть ее с самого туда поступления (1,5–3 года).
Уверена, что ребенок трех-четырех лет в состоянии запомнить свою фамилию. Это необходимо и для его безопасности. Конечно, ни одному нормальному родителю и в голову не придет отпускать ребенка гулять одного в таком возрасте, но малыш может потеряться в магазине или другом людном месте!!!
К четырем-пяти годам ребенку не мешало бы еще знать имя и фамилию своих родителей, а также их профессию. Примерно в этом же возрасте свой адрес.
Ко времени поступления в школу ребенку желательно не только знать имя и фамилию, но и уметь писать их.
Как учить ребенка имени и фамилии?
Как-то никогда не возникал вопрос, что это надо делать специально. Просто необходимо использовать это в жизни, рассказывать ребенку об этом.
Имя для человека очень важно. Доказано, что если называешь человека по имени, невольно располагаешь его к себе. Так что, не стоит называть ребенка дома только зайчиком и солнышком, а чаще использовать имя, которое вы ему дали.
Понятно, что дома вы не зовете ребенка по фамилии, но, наверняка, он слышал и знает, что так вас называют другие. Необходимо это отметить, подчеркнуть.
Также, по мере возможности, рассказывайте ребенку историю вашей семьи, происхождение фамилии, имени. Что оно означает, почему или в честь кого его так назвали.
Дети, которые придумывают себе вымышленные имена, возможно, имеют нестабильную самооценку. Иногда – завышенную, как в Вашем примере, или заниженную, если ребенок игнорирует свое имя и фамилию, и присваивает себе чужое или вымышленное имя не только на время игры.
Как бы то не было, учите ребенка любить и ценить то имя, которым нарекли его родители!

P.S. МНЕ БЫЛО БЫ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ОБМЕНЯТЬСЯ С ЧИТАТЕЛЯМИ, КОЛЛЕГАМИ, РОДИТЕЛЯМИ ОПЫТОМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ С ВАМИ. ЗАРАНЕЕ БЛАГОДАРНА ВАМ, ЗА ТО, ЧТО НАЙДЕТЕ ВРЕМЯ РАССКАЗАТЬ, ПОДЕЛИТЬСЯ ОПЫТОМ, УПРАЖНЕНИЯМИ, ИСТОРИЯМИ!