воскресенье, 29 мая 2011 г.



ЕСЛИ   РЕБЁНОК КАПРИЗНИЧАЕТ

     Такое поведение, безусловно, беспокоит и раздражает родителей. Но чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.

«Купи-и-и, купи-и-и-и…», «эти штаны не хочу-у-у..» — нытье и капризы знакомы всем родителям. И в ответ на эти протяжные звуки в душе рождается раздражение: «Прекрати нытье! Сколько раз я тебе говорила, нельзя так разговаривать!»

Впрочем, маленький манипулятор эффекта уже добился: ваше внимание полностью посвящено ему и его нуждам, а ваше душевное равновесие поколебалось, и значит, вы стали более управляемы.
Нытье не является проблемой ребенка, нытье и капризы — это характеристика взаимоотношений ребенка со взрослым.
Замкнутый круг Маленький ребенок часто не в состоянии разобраться со своими переживаниями, а тем более выразить их словами. Поэтому большинство детей начинают капризничать: когда они устали, плохо себя чувствуют, хотят внимания. Если родители своевременно реагируют на эти сигналы, то кратковременное нытье не переходит в стойкую привычку.
Маленькие дети нетерпеливы, им кажется, что «потом» никогда не наступает.
Если же родители игнорируют или не понимают потребности ребенка, в их взаимоотношениях может возникнуть замкнутый круг: ноющие нотки в голосе ребенка вызывают раздражение родителей, родители срываются, переходят на крик, через некоторое время, успокоившись, испытывают чувство вины, и ситуация зачастую завершается тем, что ребенок получает то, что он хотел.
Что делать? Если нытье ребенка стало серьезной проблемой, проанализируйте соответствующие эпизоды, посмотрите на них со стороны, представьте, что они записаны на видеокамеру. Понаблюдайте, что делает ребенок, что говорите вы сами, интонации голоса, в какой момент вы срываетесь и теряете контроль. В результате таких наблюдений, скорее всего, вы увидите, что сценарий «изныванья» уже сформировался, и ребенок успешно его использует.
Впрочем, вам станет понятно, как с этим бороться: стоит разрушить привычный ход событий, внеся в него элементы разнообразия. В тот момент, когда по сложившейся традиции вы должны выйти из себя, пошутите или неожиданно вспомните о чем-то «очень важном», о чем необходимо срочно сообщить маленькому манипулятору. Определите, какие ситуации наиболее «капризогенны» и подумайте, как можно их избежать (например, посещать магазин без ребенка).
Уясните желания ребенка. Спокойно просите его объяснить свои переживания нормальным голосом, иначе вам трудно его понять. Попробуйте переключить внимание малыша при помощи игрушек, рассмешить его («Вот и собачка ничего не поняла, думает, что это Петя просит, может быть, он хочет… и далее-самое немыслимое в этой ситуации предположение»). Главное — сохранять юмор и спокойствие, подавая ребенку пример доброжелательных интонаций.
В спокойной ситуации, когда ребенок в хорошем настроении, проиграйте с ним эпизоды капризов: вместе посмейтесь над куклой, которая ноет в магазине, выпрашивая конфеты. Предложите малышу в этой игре роль мамы — и вы увидите, как он сам воспринимает происходящее.
Маленькие дети нетерпеливы, им кажется, что «потом» никогда не наступает. Важно, постепенно приучать ребенка мысленно представлять последовательность событий, которые ему предстоят. «Конфеты мы купим сейчас, потом погуляем, а когда придем домой, ты пообедаешь и съешь одну». Главное — не забывать свои обещания и обязательно поощрять терпеливое ожидание законным призом.
Такое поведение, безусловно, беспокоит и раздражает родителей. Но чтобы изменить ситуацию, нужно понять причины такого поведения.
     Вариант первый. Ребёнок капризничает, плачет, если его что-то беспокоит, он болен. Но сам этого не понимает, так как маленькие дети не могут чувствовать, что происходит в их организме так как это чувствуют и понимают взрослые.
     Вариант второй. Малыш хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ пообщаться с вами,  потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви. Потребность в «нужности другому» является одной из базовых потребностей человека.
     Вариант третий. Капризничая, ребёнок хочет добиться чего-то очень желаемого, а именно: подарка, разрешения гулять или ещё чего-то, что родители запрещают из каких-то непонятных малышу побуждений.
    Вариант четвёртый. Капризами ребёнок выражает протест против чрезмерной опёки и  демонстрирует  желание быть самостоятельным.
Это вполне естественно, если вы придерживаетесь авторитарного стиля воспитания. Ведь он хочет быть самостоятельным, а родители постоянно им руководят: «Ты наденешь эту рубашку», «Это делать нельзя», «Перестань смотреть по сторонам» и т.д.
     Вариант шестой. Невидимые причины капризов: известно, что люди  рождаются с разными типами нервной системы. Те, у кого сильный тип нервной системы, спокойны, не огорчаются из-за пустяков, устойчивы к разного рода неприятностям. Люди со слабым типом нервной системы более чувствительны, ранимы, они острее переживают житейские трудности. Дети со слабой нервной системой чрезмерно возбудимы, у них повышена ответная реакция на различные внешние и внутренние раздражители.
      В возрасте до пяти лет вследствие недостаточного жизненного опыта и невозможности критического осмысления происходящего любая ситуация может стать для малыша сверхсильным раздражителем. Это неправильное поведение родителей (ссоры и конфликты между ними, агрессивность по отношению к ребёнку и другим членам семьи или к домашним животным), и какие-то уличные впечатления.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЁНОК КАПРИЗНИЧАЕТ
(рекомендации  психолога)

1.     Убедитесь в том, что ребёнок здоров, что никто его не пугает, не обижает исподтишка.
2.     Предлагайте побольше увлекательных активных практических занятий.
3.     Дайте ребёнку достаточно свободы, чтобы он мог решать и действовать так, как считает нужным.
4.     Когда ребёнок спокоен, говорите ему: «Как приятно разговаривать с тобой, когда ты не плачешь».
5.     Если ребёнок начинает говорить капризным тоном, прервите его, скажите: «Говори нормально, чтобы я могла понять тебя».
6.     Если ребёнок раскапризничался, можно сказать ему, что он может поплакать, сколько хочется, но только в таком месте, где никому не будет мешать.
7.     Ни в коем случае не отвечайте ему грубостью. Спокойно поговорите с ним как со взрослым. Спросите, что случилось, а исходя из его рассказа попробуйте вместе разобраться в ситуации и найти компромисс