воскресенье, 29 мая 2011 г.



Особый ребенок
          
кто такие - дети, с особыми образовательными потребностями? Какие особенности таких детей необходимо знать родителям,  какие проблемы возникают у детей и их близких в процессе ежедневного общения, как преодолеть страхи,связанные с воспитанием и стыд за "не такого, как у всех ребенка"...
 
Недостаточность познавательных процессов у детей с отклонениями в развитии является причиной своеобразия формирования их эмоционально-волевой, личностной и поведенческой сфер (Ж.И. Шиф). Не следует также забывать об особенностях конституциональных характеристик личности, которые каждый ребенок наследует от своих родителей. Становление вышеупомянутых сфер у детей с отклонениями в развитии происходит на измененной основе, что, несомненно, ведет к качественным отличиям. С другой стороны, недостаточность и неадекватность взаимодействия родителей с детьми в эмоциональном плане усугубляет дефект ребенка, искажает его личностное развитие и снижает возможности социально-приспособительных характеристик.
Можно выделить общие черты личностного развития детей и их отношений с родителями.
1. Все дети, включая в первую очередь и детей с отклонениями в развитии, испытывают потребность в постоянных эмоционально-положительных контактах с родителями, их тепле и близости.
             В беседах дети тепло отзываются о родителях, часто скрывая их холодность и недостаток внимания и любви. В 92% случаев дети высказывают острую потребность в теплых эмоционально-насыщенных отношениях с родителями. Об этом свидетельствуют примеры из протоколов и дневников наблюдений за детьми.
Из беседы с Мишей П.: «Я бы хотел, чтобы мама чаще бывала дома...». Из беседы с Костей Н.: «Я хочу пойти с папой в парк, но он все время в командировке. Поэтому я всегда хожу гулять с тетей Таней (гувернанткой)».
            У части детей доминирующие отношения складываются лишь с каким-то одним родителем (чаще матерью), что, как правило, свидетельствует об отсутствии второго родителя в семье или о его холодном отношении к ребенку.
           Особую настороженность вызывают данные о том, что у части детей образ отца в ответах вообще отсутствует. Некоторые дети вообще не дифференцируют образы отца и матери, а родители воспринимаются ими как нечто абстрактное .
2. В случае недостаточности или неадекватности родительско-детского общения имеет место феномен «переориентации» эмоциональных чувств детей к тем лицам, которые находятся в этот момент или длительно рядом с ними (контакты с родителями замещаются на контакты с другими субъектами).
             Результаты анализа выполнения детьми экспериментальных заданий показывают, что в случае искажения детско-родительских и родительско-детских отношений в качестве самых близких им людей могут выступать не родители, а другие лица: бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, подруги, учителя, а также домашние животные и предметы (игрушки). Это свидетельствует об изменении направленности детских эмоциональных  контактов и искажении детско-родительских отношений. Примером может служить форма обучения ребенка в специальном коррекционном образовательном учреждении, которая несомненно влияет на развитие взаимоотношений членов семьи с детьми. Обучение ребенка вдали от дома (интернатная форма обучения) не позволяет сформировать необходимую глубину привязанности детей к родным. Однако потребность в проявлении человеческого тепла и любви у детей не исчезает. Возникает феномен «переориентации» аффилиативных чувств к тем людям, которые находятся в этот момент рядом с ребенком. Ими оказываются учителя и воспитатели интернатного учреждения. Ситуация может быть еще более трагичной, когда ребенок оказывается под влиянием лиц, ведущих асоциальный образ жизни.
Отсутствие родительского тепла изменяет личностную сферу ребенка, формируя вместо позитивно устойчивых черт характера, необходимых для успешной адаптации в социуме, неадекватные личностные характеристики.
3. Взаимодействие детей с социальной средой без родительской любви и поддержки приобретает неадекватные формы и ведет к возникновению коммуникативных проблем. Отношения с людьми окрашиваются в сознании ребенка в неблагоприятные оттенки: отгороженность, тревожность, агрессию.
             В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии отношения внутри семьи, а также контакты с социумом искажаются. Причины нарушений связаны с психологическими особенностями состояния больного ребенка, а также с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим психотравмирую-щим фактором. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как «.внутренний» (психологический) и «внешний» (социальный) тупик..
Согласно результатам исследований отечественных и зарубежных авторов и анализа полученных нами экспериментальных данных, качественные изменения, имеющие место в семьях данной категории, проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.
            В результате рождения ребенка с отклонениями в развитии
отношения внутри семьи, а также контакты
с социумом искажаются.
Деформации проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях.

Психологический уровень
Рождение ребенка с отклонениями в развитии воспринимается его родителями как величайшая трагедия. Факт появления на свет «не такого, как у всех» ребенка является причиной сильного стресса, испытываемого родителями, в первую очередь матерью. Стресс, имеющий пролонгированный характер, оказывает сильное деформирующее воздействие на психику родителей и становится исходным условием резкого травмирующего изменения сформировавшегося в семье жизненного уклада. Под жизненным укладом понимается:
- сложившийся стиль внутрисемейных взаимоотношений;
- система отношений членов семьи с окружающим социумом;
-  особенности миропонимания и ценностных ориентации каждого из родителей больного ребенка.
Все надежды и ожидания, которые испытывали члены семьи в связи с будущим ребенка, оказываются тщетными и обрушиваются в один миг, а осмысление происшедшего и обретение новых жизненных ценностей растягивается порой на длительный период. На наш взгляд, это может быть обусловлено многими причинами, среди которых:
-  личностные особенности самих родителей, их способность или неспособность принять больного ребенка;
-  наличие комплекса расстройств, характеризующих ту или иную аномалию развития, степень их выраженности;
-   отсутствие положительно-поддерживающего воздействия социума в контактах с семьей, воспитывающей аномального ребенка.
Распределение обязанностей между мужем и женой, отцом и матерью в большинстве семей носит традиционный характер. Проблемы, связанные с внутренним состоянием и обеспечением жизнедеятельности семьи (хозяйственные, бытовые), а также с воспитанием и обучением детей, в том числе и с отклонениями в развитии, в основном ложатся на женщину. Мужчина - отец больного ребенка - обеспечивает, в первую очередь, экономическую базу семьи. Он не оставляет и не изменяет профиль своей работы из-за рождения больного ребенка и, таким образом, не выбывает, как мать ребенка, из привычных социальных отношений. Его жизненный стереотип, согласно нашим эмпирическим наблюдениям, не столь сильно подвергается изменениям, так как большую часть времени он находится в той же социальной среде (на работе, с друзьями и т.д.). Отец в силу занятости на работе и в соответствии с традиционным пониманием своих семейных обязанностей меньше, чем мать, проводит времени с больным ребенком. Поэтому его психика не подвергается патогенному воздействию стресса столь же интенсивно, как психика матери больного ребенка. Приведенные характеристики, как правило, являются наиболее распространенными. Но, безусловно, есть и исключения из правил.
Эмоциональное воздействие стресса на женщину, родившую особого ребенка, неизмеримо значительнее. Сам факт того, что именно она родила ребенка с особенностями, заставляет ее невыносимо страдать. У матерей часто наблюдаются истерики. Страхи, одолевающие женщин по поводу будущего ребенка, рождают чувство одиночества, потерянности и ощущение «конца» жизни. Матери находятся с детьми-инвалидами постоянно. Обилие повседневных забот, связанных с ребенком, ведет к повышению физической и моральной нагрузки, подтачивает силы, вызывает утомление и астенизацию. Часто у матерей наблюдается снижение психического тонуса и самооценки, что проявляется в невозможности реализации собственных творческих планов и карьерного роста, в потере интереса к себе как женщине и личности, в потере вкуса к жизни.
По нашим наблюдениям, выраженные психофизические нарушения ребенка, а также личностная незрелость матери, проявляющаяся в неспособности перенести такой жизненный удар, могут служить источником материнской депривации. Любовь к ребенку, как специфическое чувство, возникает у женщины еще в период беременности. Но именно это светлое чувство укрепляется и расцветает в ответ на эмоциональную взаимность ребенка: его улыбку, комплекс оживления при появлении матери и др. Депривация материнских чувств может инициироваться недостаточностью этих социальных качеств ребенка, находящихся в стадии формирования.
Вследствие того, что рождение больного ребенка, а затем его воспитание, обучение и, в целом, общение с ним является длительным патогенно действующим психологическим фактором, личность матери может претерпевать существенные изменения (В.А. Вишневский). Депрессивные переживания могут трансформироваться в невротическое развитие личности.
Социальный уровень. После рождения ребенка с проблемами в развитии его семья, в силу возникающих многочисленных трудностей, становится малообщительной и избирательной в контактах. Она сужает круг своих знакомых и даже родственников по причине характерных особенностей состояния и развития больного ребенка, а также из-за личностных установок самих родителей (страх, стыд).
Испытание подобного рода оказывает деформирующее воздействие и на взаимоотношения между родителями больного ребенка. Одним из самых печальных проявлений, характеризующих состояние семьи после рождения ребенка с отклонениями в развитии, является развод. Не всегда причиной развода называется больной ребенок. Чаще всего семейная пара, объясняя причину разрыва отношений, ссылается на испортившийся характер партнера по браку, отсутствие взаимопонимания в семье, частые ссоры и, как следствие, охлаждение чувств.
Тем не менее объективным стрессором, фрустрирующим психику членов семьи, является сам факт рождения больного ребенка и состояние его здоровья в последующий период. Сложившаяся новая ситуация становится испытанием для проверки подлинности чувств как между супругами, так и между каждым из родителей и больным ребенком. Известны случаи, Когда подобные трудности сплачивали семью. Однако часть семей не выдерживают такого испытания и распадаются, что
оказывает отрицательное воздействие на процесс формирования личности ребенка с отклонениями в развитии.
Из-за чувства одиночества, которое испытывает мать, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии, а также в силу других причин (часто генетических - правомерный страх перед рождением еще одного аномального ребенка), некоторые семьи отказываются от рождения других детей.
Соматический уровень
Стресс, возникший в результате отклонений в развитии ребенка или комплекса необратимых психических расстройств, может сыграть роль пускового механизма соматических заболеваний у его родителей. Образуется патологическая цепочка: недуг ребенка вызывает психогенный стресс у его родителей, что, в той или иной степени, провоцирует возникновение у них психосоматических заболеваний. Таким образом, заболевание ребенка, его психическое состояние может являться психогенным и соматогенным для организма и психики родителей. Подобные явления имеют место в первую очередь в соматическом состоянии матерей (Ф.В. Бассин, В.А. Вишневский, М.М. Кабанов, В.В. Ковалев, Б.А. Лебедев, Р.Ф. Майрамян, В.Н. Мяси-Щев, В.В. Николаева и др.).
Ухудшение соматического здоровья матерей больных детей имеет следующие проявления: колебание артериального давления, бессонница, частые и сильные головные боли, нарушение терморегуляции. Чем старше становится ребенок (т.е. чем длительнее психопатогенная ситуация), тем в большей степени у некоторой части матерей проявляются нарушения здоровья.