НУЖЕН ЛИ РЕБЕНКУ РЕЖИМ?



На мое утверждение «Уставший ребенок уснет сам» всегда находятся возражения: «А как же режим дня?» Отвечаю, что это не исключает соблюдение режима дня, а подтверждает. Организм ребенка привыкает засыпать в одно и то же время. Нужно только создать для этого условия.
У меня есть кот. Этот кот засыпает в одно и то же время, просыпается и требует корм – в одно и то же время. Кот соблюдает свой режим дня. Причем, вряд ли он имеет то представление о времени, как его представляю я. Кот ориентируется не по часам, а по своим внутренним ощущениям. И кот понимает, что режим для его организма — благо.

По моим внутренним ощущениям мне комфортно просыпаться в 9-10 утра. Но постоянно, в течение всей жизни, нужно вставать то в 7, то в 6 утра. Потому что детский сад, школа, институт, а потом снова школа, колледж, университет, детский сад – но уже в роли педагога. И я, соскребаю себя с кровати и иду варить кофе, вспоминая известное изречение Фаины Раевской: «О, самое трудное я делаю до завтрака… Встаю с постели!»

Парадокс в том, что если я вдруг выбиваюсь из этого режима и встаю существенно позже, то я не чувствую себя счастливей или бодрее. Наоборот, какая-то «вареная», «разбитая», и весь день меня не покидает ощущение, что я что-то упустила, что-то не успела. Все-таки режим рулит…

Есть режим дня естественный, навеянный потребностью организма. И есть режим дня организационный — подстройка под социум. В детском саду неукоснительное соблюдение режима дня – потребность не столько организма, сколько системы. Без соблюдения режима невозможно управиться одному воспитателю с таким количеством детей. 
Это когда один ребенок, завтрак может случиться то в 8, то 9, то в 11 утра и скользящий до вечера «дневной сон». 
А когда 25 детей, то завтрак в 8:30 и никак не позже, а в час дня все должны быть по кроваткам. 

И ведь капризов при таком подходе у детей гораздо меньше, чем дома с мамой. «Она не ложится дома днем спать, вы ее спать не заставляйте! Пусть в группе тихонечко поиграет» — некоторые мамы так себе представляют индивидуальный подход к ребенку. «Нет. Если я ей разрешу посидеть в группе, то у меня все остальные дети тоже захотят посидеть и поиграть в группе. 
А в группе в это время нянечка будет мыть пол с «Део-хлором», устраивать сквозное проветривание и включать бактерицидные лампы.» 
И ведь удивительное дело: ребенок, который не спит днем дома, спокойно засыпает в садике. Режим определенно дисциплинирует, организует всех участников процесса. 
Задача взрослого помочь ребенку адаптироваться к режиму. Если до садика ребенок просыпался в 9 утра, то начинать будить его в 7 часов нужно не в первый день посещения детского сада, а за несколько недель, чтобы стресс адаптации к учреждению не совпал со стрессом адаптации к новому режиму. И переводить на новый режим желательно мягко, постепенно.

Я за режим дня. Но режим дня должен быть помощником, а не диктатором. 
Режим структурирует и успокаивает. При отсутствии режима чаще приходится сталкиваться с детскими капризами. По детям в детском саду хорошо заметны последствия нарушенного режима. Если ребенок приходит в детский сад не к завтраку, как обычно, а во время прогулки, то он сложнее расстается с родителями, демонстрирует слабый аппетит за обедом, дольше засыпает в тихий час. Только уснул – всех уже поднимают к полднику – и невыспавшийся малыш капризничает. Чем меньше ребенок по возрасту, тем нужнее для него режим. С возрастом адаптационные возможности будут увеличиваться.

Режим — благо не только для ребенка, но и для мамы. Если ребенок приучен к режиму, то мама примерно представляет, когда у нее будет возможность заняться своими делами. Режим дня ребенка – это своего рода тайм-менеджмент для мамы. Мама может спланировать свой день, зная наиболее подходящее время для поездок и встреч. Только не стоит ожидать, что фактическое поведение ребенка совпадет с расписанием минута в минуту. Ребенок ведь не «тамагочи», его не запрограммировать на сон по часам. Поэтому стоит учитывать при планировании получасовой «люфт», чтобы режим дня из помощника не превратился в дополнительный источник стресса для мамы. Пожалуйста, без фанатизма.

Как научиться жить по режиму? Составить расписание, повесить на видное место и почаще смотреть на часы. Недели через три вырабатывается привычка. Недели через четыре приходит удивление: «Как же я раньше жила без режима?» Режим дня – это не занудные правила, мешающие свободной жизни. Режим дня — это эффективное управление временем.

Комментарии

  1. Ирина Христовна, какая полезная информация. А мне очень кстати - я про дневной сон в ДОУ и тех детей, которые не хотят спать, а мамы говорят: ну пусть посидит один и поиграет - ведь уже большой - можно и не поспать.

    С Вашего разрешения размещу этот материал в уголке для родителей. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена Валерьевна, спасибо!) Рада, что материал оказался полезным Проводили для родителей недавно собрание на тему:"Режим дня в жизни дошкольника", как раз потому что многие родители не понимают зачем нужно придерживаться режима и для чего он вообще нужен! Решила и в своем блоге разместить эту информацию. пользуйтесь на здоровье!!!))

      Удалить

Отправить комментарий

Благодарю за то, что нашли желание и время оставить свой комментарий!

Популярные сообщения из этого блога