СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 
(психологическая готовность ребенка
 к изучению иностранных языков)




Современный этап развития общества в начале XXI века ознаменовался значительным ростом желающих владеть иностранным языком (ИЯ). Это связано с тем, что знание ИЯ помогает ориентироваться в современном культурно-историческом пространстве, вносит определенный вклад в развитие логики, мышления, памяти и воображения ребенка, также формирует эмоциональную сторону и коммуникативно-познавательные способности, помогает осуществлять межличностное общение в разных сферах человеческой жизни: общественной, политической, профессиональной и личной.
Согласно статистике, в последнее время возрастной порог для обучения детей ИЯ все больше снижается. Поскольку все понимают: знать ИЯ необходимо, причем, их количество имеет престижное значение. С этой точки зрения многие родители стараются обучать своих детей с младенчества, стремятся отдавать их как можно раньше педагогам, для того чтобы выучить один или несколько ИЯ. Доказано, что у детей дошкольного возраста более гибкое и быстрое мышление, что обеспечивает лучшее запоминание языкового материала. Кроме того, дошкольников отличает отсутствие языкового барьера, то есть страха-торможения, мешающего вступить в общение на ИЯ.
В данной связи необходимо определить, с какого возраста возникает психологическая готовность к изучению ИЯ у детей. Ведь раннее обучение детей дошкольного возраста иностранной речи является правомерным, так как подготавливает прочную базу и дает возможность гибкого перехода к углубленному обучению ИЯ в начальной школе и позволяет сохранить положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.
По мнению Е.Ю. Протасовой, убедительно изложенному в статье «Когда начинается двуязычие», обучение необходимо начинать с 5 лет, поскольку доказано, что данный возрастной порог, являясь сензитивным периодом для начала изучения ИЯ, дает положительные результаты в искусственных условиях (Протасова, 2006). Данную точку зрения разделяет и старший преподаватель кафедры логопедии ИСПиП Н.В. Нищева, считающая, что обучение ИЯ в дошкольном возрасте происходит гораздо легче и быстрее, чем в возрасте 7-8 лет и позднее, как раз потому, что сензитивный период развития речи, как отмечалось ранее, падает на первые 4-5 года жизни малыша. Кроме того, данный порог рассматривается как наиболее подходящий как в психологическом, так и физиологическом плане для начала учебной деятельности, поскольку в этом возрасте ребенок готов к продолжительной концентрации внимания и овладевает определенным лексическим и речевым запасом, необходимым для коммуникации, и у него возникает способность к целенаправленной деятельности (Нищева, 2007).
Вместе с тем, у детей к 5 годам хорошо усвоена система родного языка: он уже имеют значительный запас слов, объединяют слова в сложные предложения, употребляют множественное число существительных и местоимения, большинство звуков родного языка произносят правильно, а к новому языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте у детей еще мало речевых штампов, им легко перестраивать свои мысли на новую конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на ИЯ. Как известно, в данном возрасте начинает формироваться планирующая функция речи, резко возрастает способность подражать, воспроизводить слышимое, что делает обучение второму языку еще более продуктивным. А артикуляционный аппарат ребенка, знакомясь с иностранной фонетикой, только развивается, давая толчок к быстрому усвоению и родного языка. Ребенок внимательно следит за губами говорящих людей, старается повторить и это всегда отличная «гимнастика» для артикуляционного аппарата.
Однозначно то, что обучение детей ИЯ осуществляется в дошкольное время. И в связи с этим необходимо выяснить особенности дошкольного возраста.
Как уже указывалось, дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным, сензитивным периодом для овладения ИЯ. Исследования кК отечественных, так и зарубежных педагогов и лингвистов показали: при раннем овладении вторым языком ребенок опирается на те же механизмы, что и при усвоении родного языка. Было доказано: раннее начало обучения второму языку формирует у детей металингвистические способности, языковую интуицию, способствующую творческому развитию (Белокурова, 2006).
На ранних стадиях онтогенеза (процесс развития индивидуального организма, включающий все последовательные преобразования и изменения в нем от момента зачатия до конца жизни) овладения родным или первым языком происходит снизу вверх: от образования слогов других элементарных механизмов к высшим уровням владения языком и сознательному применению в речи. Изучение второго языка в более поздний период, после овладения родным, происходит «сверху вниз». Этот процесс начинается с сознательных операций над языком, а затем через произвольный выбор языковых средств переходит к полной автоматизации речи (Котельникова, 2008). Л.С. Выготский отмечал, если развитие родного языка начинается от свободного спонтанного пользования речью и завершается осознанием речевых форм, то развитие ИЯ начинается с осознания языка и произвольного овладения им и завершается свободной спонтанной речью (Выготский, 1989). Л.С. Выготский и И.А. Зимняя установили, что речевые механизмы переносятся с родного на другой язык по-разному. Например, механизмы восприятия звуков иноязычной речи требуют своего обязательного развития, а механизмы внешнего функционального оформления речи такие, как ритмика, артикуляция и интонирование, функционируют по другим программам, отличным от родного языка (Зимняя, 1991).
Во второй половине второго года жизни родная речь становится основным средством общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Вместе с тем речь еще недостаточно развита: отсутствуют многие звуки, часто неправильно образуют грамматические связи, неточно сохраняется слоговая структура отдельных слов, кК следствие, нет естественных оснований для внутренней работы над языком, которую приходится проделывать ребенку, чтобы общаться с взрослыми, передавать при помощи речи свои желания. Отсюда возникает проблема формирования сознательной мотивации (игровой, а впоследствии и познавательной) как предпосылки и результата обучения: разные средства обучения – прежде всего, игру и коммуникативную направленность обучения, которые формируют интерес, положительные эмоции, обеспечивают осознанный процесс усвоения ИЯ (Котельникова, 2008).
Как справедливо отметили Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина в книге «Методике обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях», раннее обучения ИЯ, а именно в 5-летнем возрасте, способствует не только более прочному и свободному владению им, но и несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал (Рогова, 2000). Авторы подчеркивают эффективность раннего обучения ИЯ, так как оно:
·                   Стимулирует речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность начального обучения, как фундамента общего образования;
·                   Приобщает детей к культуре других народов, тем самым, формируя общечеловеческое сознание;
·                   Создает благоприятную исходную базу для овладения ИЯ, а также для дальнейшего обучения языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров;
·                   Обеспечивает возможность более раннего завершения изучения языка и подключения второго;
·                   Совершенствует общие умения, такие, кА умение работать с книгой, справочной литературой и т.д.;
·                   Формирует специальные учебные умения, например, работа с двуязычным словарем (Рогова, 2000).
Таким образом, в связи с вышеизложенным можно говорить о том, что психологическая готовность к изучению ИЯ у детей наступает к пят годам, когда основные зачатки речи уже сформированы и ребенок уже в полной мере может выражать свои мысли и чувства на родном языке, ведь способности человека, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей деятельности и потому любой здоровый ребенок может и должен овладеть ИЯ и свободно пользоваться ими в общении. А уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения языка, также определенная независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных с принадлежностью к той или иной национальности, дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть ИЯ. С возрастом эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму ИЯ (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей. Как показывают исследования, настоящих полиглотов, хорошо знающих несколько десятки языков, очень мало. Обычно человек, начавший изучать языки с детства, может достаточно легко овладеть пятью-шестью из них без ущерба для развития других знаний. Завершая рассмотрение вопроса о готовности детей к обучению ИЯ, можно сделать вывод о том, что раннее обучение ИЯ, а именно с 5-летнего возраста, доказанным сензитивным периодом для начала изучения ИЯ, способствует полноценному развитию личности ребенка и дает положительные результаты в искусственных условиях.


Список использованной литературы

1.                Белокурова А.И. Обучение малышей иностранному языку: можно, нельзя или нужно? [Текст] / А.И. Белокурова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4. – С.113-116.
2.                Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Выготский Л.С. – М.: просвещение, 1989. – 654 с.
3.                Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. – М., 1991. – 222 с.
4.                Котельникова И.В. Психологические аспекты раннего обучения иностранным языкам: когда начинается двуязычие? [Текст] / И.В. Котельникова // Молодежь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал: Сб. науч. статей. – Старый Оскол, 2008. – С. 126-132.
5.                Негневицкая Е.И. Язык и дети [Текст] / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М.: Наука, 1998, С. 112.
6.                Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) [Текст] : Дошкольная педагогика №8 (41) / декабрь / 2007. – Петербургский научно-практический журнал. – СПб.: Издательский центр «детство-Пресс», 2007.
7.                Протасова Е.Ю. Когда начинается двуязычие [Текст] / Е.Ю. Протасова // Дошкольное воспитание. – 2006. - №8. – С.111-112.

8.                Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях [Текст] Рогова Г.В. : Пособие для учителей и студентов пед.вузов. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 232 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога