СЕНЗИТИВНЫЙ
ПЕРИОД ДЛЯ НАЧАЛА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
(психологическая готовность ребенка
к изучению иностранных языков)
Современный этап развития общества в
начале XXI века ознаменовался значительным ростом желающих владеть
иностранным языком (ИЯ). Это связано с тем, что знание ИЯ помогает
ориентироваться в современном культурно-историческом пространстве, вносит
определенный вклад в развитие логики, мышления, памяти и воображения ребенка,
также формирует эмоциональную сторону и коммуникативно-познавательные
способности, помогает осуществлять межличностное общение в разных сферах
человеческой жизни: общественной, политической, профессиональной и личной.
В данной связи необходимо определить, с
какого возраста возникает психологическая готовность к изучению ИЯ у детей.
Ведь раннее обучение детей дошкольного возраста иностранной речи является
правомерным, так как подготавливает прочную базу и дает возможность гибкого
перехода к углубленному обучению ИЯ в начальной школе и позволяет сохранить
положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.
По мнению Е.Ю. Протасовой, убедительно
изложенному в статье «Когда начинается двуязычие», обучение необходимо начинать
с 5 лет, поскольку доказано, что данный возрастной порог, являясь сензитивным
периодом для начала изучения ИЯ, дает положительные результаты в искусственных
условиях (Протасова, 2006). Данную точку зрения разделяет и старший
преподаватель кафедры логопедии ИСПиП Н.В. Нищева, считающая, что обучение ИЯ в
дошкольном возрасте происходит гораздо легче и быстрее, чем в возрасте 7-8 лет
и позднее, как раз потому, что сензитивный период развития речи, как отмечалось
ранее, падает на первые 4-5 года жизни малыша. Кроме того, данный порог
рассматривается как наиболее подходящий как в психологическом, так и
физиологическом плане для начала учебной деятельности, поскольку в этом
возрасте ребенок готов к продолжительной концентрации внимания и овладевает
определенным лексическим и речевым запасом, необходимым для коммуникации, и у
него возникает способность к целенаправленной деятельности (Нищева, 2007).
Вместе с тем, у детей к 5 годам хорошо
усвоена система родного языка: он уже имеют значительный запас слов, объединяют
слова в сложные предложения, употребляют множественное число существительных и
местоимения, большинство звуков родного языка произносят правильно, а к новому
языку уже сформировалось осознанное отношение. Именно в этом возрасте у детей
еще мало речевых штампов, им легко перестраивать свои мысли на новую
конструкцию и нет больших трудностей при вступлении в контакт на ИЯ. Как
известно, в данном возрасте начинает формироваться планирующая функция речи,
резко возрастает способность подражать, воспроизводить слышимое, что делает
обучение второму языку еще более продуктивным. А артикуляционный аппарат
ребенка, знакомясь с иностранной фонетикой, только развивается, давая толчок к
быстрому усвоению и родного языка. Ребенок внимательно следит за губами
говорящих людей, старается повторить и это всегда отличная «гимнастика» для
артикуляционного аппарата.
Однозначно то, что обучение детей ИЯ
осуществляется в дошкольное время. И в связи с этим необходимо выяснить
особенности дошкольного возраста.
Как уже указывалось, дошкольный возраст
традиционно считается наиболее благоприятным, сензитивным периодом для
овладения ИЯ. Исследования кК отечественных, так и зарубежных педагогов и
лингвистов показали: при раннем овладении вторым языком ребенок опирается на те
же механизмы, что и при усвоении родного языка. Было доказано: раннее начало
обучения второму языку формирует у детей металингвистические способности,
языковую интуицию, способствующую творческому развитию (Белокурова, 2006).
На ранних стадиях онтогенеза (процесс
развития индивидуального организма, включающий все последовательные
преобразования и изменения в нем от момента зачатия до конца жизни) овладения
родным или первым языком происходит снизу вверх: от образования слогов других элементарных
механизмов к высшим уровням владения языком и сознательному применению в речи.
Изучение второго языка в более поздний период, после овладения родным,
происходит «сверху вниз». Этот процесс начинается с сознательных операций над
языком, а затем через произвольный выбор языковых средств переходит к полной
автоматизации речи (Котельникова, 2008). Л.С. Выготский отмечал, если развитие
родного языка начинается от свободного спонтанного пользования речью и
завершается осознанием речевых форм, то развитие ИЯ начинается с осознания
языка и произвольного овладения им и завершается свободной спонтанной речью
(Выготский, 1989). Л.С. Выготский и И.А. Зимняя установили, что речевые
механизмы переносятся с родного на другой язык по-разному. Например, механизмы
восприятия звуков иноязычной речи требуют своего обязательного развития, а
механизмы внешнего функционального оформления речи такие, как ритмика,
артикуляция и интонирование, функционируют по другим программам, отличным от
родного языка (Зимняя, 1991).
Во второй половине второго года жизни
родная речь становится основным средством общения ребенка с взрослыми и
сверстниками. Вместе с тем речь еще недостаточно развита: отсутствуют многие
звуки, часто неправильно образуют грамматические связи, неточно сохраняется
слоговая структура отдельных слов, кК следствие, нет естественных оснований для
внутренней работы над языком, которую приходится проделывать ребенку, чтобы
общаться с взрослыми, передавать при помощи речи свои желания. Отсюда возникает
проблема формирования сознательной мотивации (игровой, а впоследствии и
познавательной) как предпосылки и результата обучения: разные средства обучения
– прежде всего, игру и коммуникативную направленность обучения, которые
формируют интерес, положительные эмоции, обеспечивают осознанный процесс
усвоения ИЯ (Котельникова, 2008).
Как справедливо отметили Г.В. Рогова и
И.Н. Верещагина в книге «Методике обучения английскому языку на начальном этапе
в общеобразовательных учреждениях», раннее обучения ИЯ, а именно в 5-летнем
возрасте, способствует не только более прочному и свободному владению им, но и
несет в себе большой интеллектуальный, воспитательный и нравственный потенциал
(Рогова, 2000). Авторы подчеркивают эффективность раннего обучения ИЯ, так как
оно:
·
Стимулирует
речевое и общее развитие детей и повышает общеобразовательную ценность
начального обучения, как фундамента общего образования;
·
Приобщает
детей к культуре других народов, тем самым, формируя общечеловеческое сознание;
·
Создает
благоприятную исходную базу для овладения ИЯ, а также для дальнейшего обучения
языку, поскольку предотвращается образование психологических барьеров;
·
Обеспечивает
возможность более раннего завершения изучения языка и подключения второго;
·
Совершенствует
общие умения, такие, кА умение работать с книгой, справочной литературой и
т.д.;
·
Формирует
специальные учебные умения, например, работа с двуязычным словарем (Рогова,
2000).
Таким образом, в связи с вышеизложенным
можно говорить о том, что психологическая готовность к изучению ИЯ у детей
наступает к пят годам, когда основные зачатки речи уже сформированы и ребенок
уже в полной мере может выражать свои мысли и чувства на родном языке, ведь
способности человека, как и всякие другие, развиваются только в соответствующей
деятельности и потому любой здоровый ребенок может и должен овладеть ИЯ и
свободно пользоваться ими в общении. А уникальная предрасположенность к речи,
пластичность природного механизма усвоения языка, также определенная
независимость этого механизма от действия наследственных факторов, связанных с
принадлежностью к той или иной национальности, дает ребенку возможность при
соответствующих условиях успешно овладеть ИЯ. С возрастом эта способность
постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму ИЯ (особенно в отрыве
от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с
целым рядом трудностей. Как показывают исследования, настоящих полиглотов,
хорошо знающих несколько десятки языков, очень мало. Обычно человек, начавший
изучать языки с детства, может достаточно легко овладеть пятью-шестью из них
без ущерба для развития других знаний. Завершая рассмотрение вопроса о
готовности детей к обучению ИЯ, можно сделать вывод о том, что раннее обучение
ИЯ, а именно с 5-летнего возраста, доказанным сензитивным периодом для начала
изучения ИЯ, способствует полноценному развитию личности ребенка и дает
положительные результаты в искусственных условиях.
Список использованной литературы
1.
Белокурова
А.И. Обучение малышей иностранному языку: можно, нельзя или нужно? [Текст] /
А.И. Белокурова // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 4. – С.113-116.
2.
Выготский
Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Выготский Л.С. – М.:
просвещение, 1989. – 654 с.
3.
Зимняя
И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И.А. Зимняя. –
М., 1991. – 222 с.
4.
Котельникова
И.В. Психологические аспекты раннего обучения иностранным языкам: когда
начинается двуязычие? [Текст] / И.В. Котельникова // Молодежь в современном
мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал: Сб. науч. статей. –
Старый Оскол, 2008. – С. 126-132.
5.
Негневицкая
Е.И. Язык и дети [Текст] / Е.И. Негневицкая, А.М. Шахнарович. – М.: Наука,
1998, С. 112.
6.
Нищева
Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для
детей с ОНР (с 4 до 7 лет) [Текст] : Дошкольная педагогика №8 (41) / декабрь /
2007. – Петербургский научно-практический журнал. – СПб.: Издательский центр
«детство-Пресс», 2007.
7.
Протасова
Е.Ю. Когда начинается двуязычие [Текст] / Е.Ю. Протасова // Дошкольное воспитание.
– 2006. - №8. – С.111-112.
8.
Рогова
Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в
общеобразовательных учреждениях [Текст] Рогова Г.В. : Пособие для учителей и
студентов пед.вузов. – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. – 232 с.
Комментарии
Отправить комментарий
Благодарю за то, что нашли желание и время оставить свой комментарий!