суббота, 1 сентября 2012 г.

Психическое развитие детей 2-3 лет
(Г.А. Широкова)





Важнейшими психическими новообразованиями ран­него возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от пе­риода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начи­нает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.
I этап. В результате прямого обучения или подража­
ния действиям взрослого происходит установление связи
предмета с его назначением.

II этап. Усвоение функциональной нагрузки предме­
та, использование его строго по назначению.

III этап. На основе знания назначения предмета про­
исходит более свободное его использование для других
целей.

Для того чтобы предметная деятельность носила раз­вивающий характер, необходимо освоение ребенком раз­нообразных действий с одним и тем же предметом. По­этому предметно-развивающая среда, окружающая ребен­ка, не должна перегружаться большим количеством иг­рушек.
Успешное овладение предметной деятельностью явля­ется основой для развития игровой и продуктивной (ри­сование, лепка, конструирование) деятельностью.
В этот период жизни у ребенка происходит интенсив­ное формирование активной речи, которое идет в процес­се совместной деятельности со взрослым. Другой сторо­ной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна извест­ная психологическая сказка о мальчике, который заго­ворил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!». В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от сча­стья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, поче­му он молчал все это время. Малыш вполне резонно от­ветил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...
С развитием слушания и понимания сообщений, вы­ходящих за пределы непосредственной ситуации, проис­ходит использование речи как средства познания дей­ствительности, как способа регуляции его поведения и де­ятельности со стороны взрослого.
Восприятие ребенка этого возраста носит непроизволь­ный характер, он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второ­степенными. Развитие восприятия происходит на основе внешнеориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов. Задача взрослого — правильно назвать при­знаки и действия предмета. Детям этого возраста наибо­лее полезны самообучающие (автодидактические) игруш­ки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д. Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры). Малыш в воз­расте 2—3 лет способен различать:
5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоуголь­ник, овал);
8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, бе­лый, черный, фиолетовый, оранжевый).
Основной способ познания ребенком окружающего Мира — метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.
Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м го-Дам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.
В связи с тем, что внимание, восприятие и память Ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий Узнать и запомнить он может только то, что ему понра­вилось или запомнилось «само по себе».
В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоцио­нальному состоянию окружающих. Они очень подверже­ны так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное прояв­ление и негативных и позитивных эмоций зависит от фи­зического комфорта или его отсутствия (шарф может «ку­саться», а колготки — «мокриться»).
Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка — это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
Основными чертами ребенка 2-3 лет являются откры­тость, честность и искренность. Он просто не умеет скры­вать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоре­чивы, а настроение подвержено частой смене.