вторник, 11 сентября 2012 г.

Развитие ребенка 3-4-х лет
(Г.А. Широкова)



Развитие самосознания и выделение образа «Я» сти­мулируют развитие личности и индивидуальности. Ма­лыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внут­ренний мир ребенка начинает наполняться противоречи­ями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризу­ется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.
Агрессивность и неутомимость малышей в этом возра­сте проявляется в постоянной готовности к деятельно­сти. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих дей­ствий, умеет критически оценить результаты своего тру­да. Формируется способность к целеполаганию: более чет­ко представить результат, сравнить с образцом, выде­лить отличия.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобре­тает способность более полно отражать окружающую дей­ствительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начина­ет формироваться наглядно-образное мышление. Други­ми словами, происходит постепенный отрыв действий ре­бенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как и в раннем возрасте, в 3—4 года преобладает вос­создающее воображение, т. е. ребенок способен лишь вос­создать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрос­лого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, смешение реального и сказочного. Фанта­стические образы, возникающие у малыша, эмоциональ­но насыщены и реальны для него.
Память дошкольника 3—4-х лет непроизвольная, ха­рактеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было инте-: ресно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро пере­ключается с одной деятельности на другую.
В эмоциональном плане сохраняются те же тенден­ции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние про­должает зависеть от физического комфорта. На настро­ение начинают влиять взаимоотношения со сверстни­ками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.
В 3—4 года дети начинают усваивать правила взаимо­отношений в группе сверстников, а затем косвенно конт­ролироваться взрослыми.