суббота, 8 сентября 2012 г.

Кризис 3-х лет
(Г.А. Широкова)


В течение первых 3-х лет жизни ребенок меняется ' так сильно, как ни на одном из последующих этапов. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отноше­ние к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отноше­ние к себе.
Трехлетний возраст характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастаю­щую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, про­являют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» — определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних де­тей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других — в 3,5 года.

Первым свидетельством начала кризиса может слу­жить появление негативизма, т. е. когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и форми­рование своих собственных желаний — тенденция про­грессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает наибо­лее доступный способ: противопоставление себя взрос­лым. Единственная цель ребенка — дать понять окру­жающим, что у него есть своя точка зрения и все долж­ны с ней считаться.

Далее к самостоятельности и негативизму прибавля­ются другие кризисные симптомы. Для ребенка стано­вится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оцен­ки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на рав­ноправие со взрослым. Огромное желание получить по­ложительную оценку со стороны взрослых, желание опе­редить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если ма­лыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вто­рых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.
Посткризисное развитие ребенка непосредственно за­висит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Воз­можны два варианта:
а)  если взрослый в целом позитивно оценивал лич­
ность ребенка, тактично и аргументированно указывал
на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить
за старание и инициативность, то ребенок научится гор­
диться собой и своими успехами;

б)       если взрослый стремился добиться подчинения лю­
бой ценой, наказывал за своеволие, стремился подловить
на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостояния взрослому, победить его и ответно добиться своего. Во втором случае гневливость, раздражительность и уп­рямство укореняются, становятся чертами характера.