суббота, 22 сентября 2012 г.


Развитие ребенка 4-5 лет
(Г.А. Широкова)



Более широкое использование речи как средства об­щения стимулирует расширение кругозора ребенка, от­крытию им новых граней окружающего мира. Теперь ре­бенка начинает интересовать не просто какое-либо явле­ние само по себе, а причины и следствия его возникнове­ния. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет ста­новится вопрос «почему?».
Ребенок развивается, становится более вынослив фи­зически. Это стимулирует развитие выносливости психо­логической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее под­верженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают склады­ваться предпочтения по половому признаку. Игровые объе­динения становятся более или менее устойчивыми.
Активно развивающаяся потребность в новых знани­ях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в лю­бознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Дру­гими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраи­вать умозаключения, что является свидетельством отры­ва мышления от непосредственной ситуации.
Зависимость внимания от эмоциональной насыщенно­сти и интереса к ним сохраняется. Но развивается устой­чивость и возможность произвольного переключения.
Уменьшается чувствительность к физическому диском­форту.
Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близ­ких в цепь самых невероятных событий. Грамотное ис­пользование взрослыми этих возможностей ребенка бу­дет способствовать его нравственному и познавательно­му развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фан­тазии, включаться в них, предлагать повороты сюжет­ной линии, давать нравственные оценки поступкам ге­роев.
Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4— 5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают посте­пенно укореняться и переходить в устойчивые негатив­ные черты характера.