вторник, 25 сентября 2012 г.


Развитие ребенка 5-6
(Г.А. Широкова)



Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрос­лого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном диффе­ренцируются более четко.
К этому периоду жизни у ребенка накапливается дос­таточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в об­щении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
Происходит дальнейшее развитие познавательной сфе­ры личности ребенка-дошкольника.
Развитие произвольности и волевых качеств позволя­ют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также раз­вивается соподчинение мотивов (например, ребенок мо­жет отказаться от шумной игры во время отдыха взрос­лых).
Появляется интерес к арифметике и чтению. Основы­ваясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.
Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправ­ленно.
Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и ло­гически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предсто­ящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чув­ства и отношения. Формируются «высшие чувства»: ин­теллектуальные, моральные, эстетические.
К интеллектуальным чувствам можно отнести:
любопытство;
любознательность;
чувство юмора;
удивление.
К эстетическим чувствам можно отнести*
чувство прекрасного;
чувство героического.
К моральным чувствам можно отнести:
чувство гордости;
чувство стыда;
чувство дружбы.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрос­лого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похва­лу, подтвердить свою значимость.
Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное иска­жение истины. Развитию этой черты способствует нару­шение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отно­шением блокирует развитие у ребенка позитивного само­ощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не поте­рять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
Нравственное развитие старшего дошкольника во мно­гом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмыслива­ет и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ре­бенка необходимо формировать привычку нравственного по­ведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.