суббота, 29 сентября 2012 г.


Развитие ребенка 6-7 лет
(Г.А. Широкова)



У детей старшего дошкольного возраста уже сформи­рована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетент­ность появляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, уме­ний и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отноше­ние к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в реше­нии социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
Развитие произвольности и волевого начала проявля­ется в умении следовать инструкции взрослого, придер­живаться игровых правил. Ребенок стремится качествен­но выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.
Попытки самостоятельно придумать объяснения раз­личным явлениям свидетельствует о новом этапе разви­тия познавательных способностей. Ребенок активно ин­тересуется познавательной литературой, символически­ми изображениями, графическими схемами, делает по­пытки использовать их самостоятельно.
Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над лично­стными. Происходит постепенное разрешение противоре­чия между эгоцентризмом и коллективистической направ­ленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется ак­тивное отношение к собственной жизни, развивается эм-патия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает ре­зультат деятельности, чем поведение.
В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу несколь­ких признаков предметов, в выделении наиболее суще­ственного в предметах и явлениях, в переносе усвоен­ных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач.
"У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыду­щих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творче­стве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисун­ков, лепке и т. д.
Происходит постепенный переход от игры как веду­щей деятельности к учению.